Русские альбомы 2017 года: выбор «Афиши+»

Редакция «Афиши+» продолжает подводить музыкальные итоги года. На этот раз мы собрали самые заметные, на наш взгляд, русские музыкальные релизы 2017 года.

Kedr Livanskiy
«Ariadna»


Первый полноформатный релиз надежды отечественной ретрорейв-сцены Яны Кедриной aka Kedr Livanskiy, которая с самого начала больше интересовала западного слушателя, чем нашего. Судите сами: премьера клипа «Отвечай за слова» состоялась на сайте американского лайфстайл-журнала Vice, а в прошлом году мини-альбом Яны «Солнце января» занял третье место в итоговом топе сайта о независимой музыке Gorilla vs. Bear. Русская Grimes, все дела.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/3kM-NXin1Ec" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

«Ариадну» девушка записывала с аналоговыми синтезаторами, вдохновляясь эпохой перестройки и эстетикой российских 1990-х. На страницах того же Vice певица признается, что источником вдохновения для написания заглавного сингла стала видеозапись первого андеграундного рок-фестиваля в СССР, «Подольск-87» и выступление Насти Полевой с песней «Ариадна».

Последний на данный момент клип на песню «Your Name», премьера которого состоялась на сайте The Calvert Journal, - это уже попытка запечатлеть дух времени ее собственного тинейджерства, первой половины 2000-х годов, «когда все лето проводилось на даче, а единственными заботами были желания напиться и влюбиться». Р.Д.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/lZU6F7B5egg" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Синекдоха Монток»
«MMXVII, Глава I» + «MMXVII, Глава II»


В этом году проект Саввы Розанова «Синекдоха Монток» выпустил два мини-альбома, которые он именует «главами». Эти EP являются частями масштабного проекта под общим названием «MMXVII». Сколько будет этих глав - точно сказать никто не может (похоже, даже сам музыкант). Пресс-релиз сообщает, что альбом «MMXVII» является метафизической «семейной сагой», обращением к предкам и будущим родственникам, фиксацией эмоционального момента, который запечатлен в музыкальной форме. Это очень хрупкая и атмосферная русскоязычная запись на стыке традиционного фолка, нового R&B и барочной поп-музыки, наполненная драматичными и проникновенными текстами. Яркий пример самобытной русской инди-музыки, аналогов которой, похоже, нет. Р.Д.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/wxMlaPE78rs" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте Главу I
Слушать ВКонтакте Главу II

Rosemary Loves a Blackberry
«❤»


Первый лонгплей сольного проекта московской художницы Дианы Буркот, барабанщицы прекратившего деятельность нойз-рок-трио Fanny Kaplan.

«Это мой первый альбом в привычном понимании, до этого были только релизы-эксперименты. Хотя для меня выпустить этот альбом - такой же эксперимент», - говорит Диана. Альбом называется «❤» (да, просто эмодзи «сердечко»), и концептуально и эстетически он продолжает линию, начатую в фейсбук-видео на сингл «purr». В основе трека - урчание кота Дианы по кличке Козявка.

У Rosemary Loves a Blackberry все очень модно и концептуально. Использование эмодзи, с помощью которых Диана, по ее собственным словам, смогла бы общаться хоть с пещерным человеком, - это еще далеко не все. Альбом «❤» вышел лимитированным тиражом на аудиокассетах, а на все треки с него были сняты видеоклипы. Так же, как и в случае с Kedr Livanskiy, творчество Дианы оказалось весьма востребовано на западе: треки выходят на сборниках американских инди-лейблов, девушку приглашают на фестивали.

Сама Диана не считает свою психоделическую электронику чем-то дико экспериментальным и полагает, что удачно сочетает экспериментальное с массовым. «Сейчас рамки поп-культуры размыты, и я чувствую себя ее частью: есть схема „куплет - припев“, простое ритмическое деление 4/4, запоминающиеся мелодии, яркие картинки. Хотя есть, конечно, отличия. Людям проще воспринимать музыканта, если он последователен. Например, делает музыку в одном стиле. Для меня же полноценное развитие возможно только в комбинации нескольких дисциплин, вне жанров и вне стилистических определений, - говорит певица в интервью „Афиша Daily“. - Rosemary Loves a Blackberry - это мультидисциплинарный проект, под вывеской которого может происходить все что угодно. Все хочу начать делать интерактивные скульптуры из папье-маше». Р.Д.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/185811458?byline=0&amp;portrait=0" width="740" height="416" frameborder="0" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«АИГЕЛ»
«1190»


В 2016 году у татарской поэтессы Айгель Гайсиной вышла книга стихов «Суд», которую похвалил Дмитрий Быков. Книга, как явствует из названия, - о российских судах и российской тюрьме, а ее герои - следователи, адвокаты, судьи и, конечно, осужденные (по Гайсиной - «побежденные»). Интерес к тюремной тематике взят не с потолка: гражданский муж Гайсиной отбывает срок за покушение на убийство, поэтому Айгель провела достаточно времени на заседаниях, на допросах, в очередях в СИЗО.

«АИГЕЛ» - это дуэт, куда, помимо поэтессы, входит электронный музыкант Илья Барамия («СПБЧ», «Елочные игрушки»), а «1190» - их дебютный альбом. По сути это тот же «Суд», те же темы, конфликты и герои, только выполненные в формате так называемого «литературного рэпа». К литературе все привязано не просто так. Бит у «АИГЕЛ» характерный, но все-таки минималистичный, стихи главенствуют. Поэтесса проявляет удивительную пластичность и, несмотря на грузность темы, свободно орудует словом: с юридической лексики легко переключается на зековскую, с зековской на бытовую, а с бытовой на подростково-детские «царапки». Она может вести повествование от лица разных героев, переключаясь на разные углы зрения, играет голосами, сталкивает: «Ария судьи» читается от лица судьи Фирузы, а рефрен «Ты же не хочешь проблем» повторяют уже ее коллеги-судьи. Знаменитый уже «Татарин» - признание девушки, которая ждет своего парня с зоны. В треке «1190» лирическим героем становится следователь по фамилии Вопросов, которому от его работы «снятся кошмары: нары ледяные, пауки блатные, комары-убийцы, тараканолюди на блюде…»

«1190» - это попытка лирикой изобразить судьбу человека, которому выпало столкнуться с системой отечественного правосудия. Удивительно, как одним из главных музыкальных открытий года стал альбом, который столь тесно граничит с тюремной лирикой и даже шансоном. Однако «1190» раскрывается еще более полноценным высказыванием, когда знаешь, что за каждым треком стоит невыдуманная история и конкретный эпизод из жизни обитателей судов и тюрем. Подтекст и история каждой песни легко гуглится, это очень интересно, попробуйте. И.К.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/yQR_NLeXKtw" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

Антоха MC
«Советы для молодоженов»


В прошлом году Антоха MC окончательно вылез из андеграунда, а его альбом «Родня» был назван одной из ключевых записей года. Музыкант выступил в «Вечернем Урганте», его сравнивают с Цоем, Jamiroquai и Михеем. Новая пластинка «Советы для молодоженов» бесхитростна, обаятельно плакатна (ГТО для модников), минималистична, в чем-то развивает тезисы из песни Высоцкого «Гимнастика» и радует словесной эквилибристикой (не предлагая «хилым сразу в гроб», а, напротив, - предлагая окрепнуть) - при всем том, что это музыка для танцев. Этакий позитивный коктейль из даба, хип-хопа, хауса и регги. Я.С.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Agf9Dfghx3w" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

Слава КПСС
«Солнце мертвых»


Всерьез рассуждать о творчестве и личности Гнойного (он же Слава КПСС, Соня Мармеладова, Валентин Дядька и проч.) довольно сложно. Казалось бы, уловить общий посыл его деятельности не мудрено: название его рэп-объединения «Антихайп» и треки, выпущенные под этим лейблом как бы намекают, что все это ради того, чтобы сбросить с вершины авторитеты, усомниться в идеалах, поиздеваться над трендами, сломать шаблоны и высмеять действительность. Однако, судя по некоторым поступкам Гнойного, этот человек говорит одно, думает другое, а делает третье. Это воплощенная постирония, которую невозможно разоблачить до самого конца. Слава КПСС последовательно занимается хулиганством: нарочито небрежный нахальный рэп, саркастичное отношение к форме, нелепые биты. Ну, как можно серьезно анализировать творчество человека, один из альбомов которого называется «Моим евреям» и представляет собой перепевку ранних треков Оксимирона, а другой носит название «Детская танцевальная музыка», полностью отражающее содержание?

После сами знаете какого события, выжав из 2017 года максимум хайпа, Слава КПСС наконец выпустил «Солнце мертвых», альбом, который переворачивает представления тех, кто привык воспринимать Славу только как баттл-рэпера. «Солнце мертвых» - 10 экзистенциальных треков-размышлений о смерти, умирании и невыносимости русского бытия. Альбом получился крайне мрачным, жутким, декадентским, но при этом очень русским, наполненным неслучайными отсылками к русской культуре. Название альбома - Иван Шмелев с его повестью «Солнце мертвых». Трек «Шатуны» - Юрий Мамлеев с одноименным романом. «Волки да вороны» - Борис Гребенщиков. Эпиграф к альбому - цитата из рассказа «Он» Леонида Андреева. Конечно, «Солнце мертвых» - однотонный депрессивный альбом, который нелегко за раз прослушать целиком, поскольку это все будет напоминать долгую прогулку по кладбищу. Однако вопрос все тот же - насколько Слава КПСС серьезен на этот раз? И.К.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/U5RGu4wqXWs" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

Хаски
«Любимые песни (воображаемых) людей»

Новый альбом рэпера Димы Кузнецова из Улан-Удэ, ворвавшегося на Первый канал в «Вечерний Ургант», - это, если кратко, Хаски на максималках. Стихотворения Хаски в этот раз, кажется, получили самую органичную форму. Вероятно, нечто вроде «Любимых песен (воображаемых) людей» он пытался сделать с самого начала, с «сбчь жзнь», но удалось ему это только сейчас, в 2017-м (показательно, что в новом альбоме есть ремейк «Пиромана» из дебютного диска Димы, и эта новая версия в разы агрессивнее и внушительнее оригинала). Основная идея «ЛП (В)Л» прямо сообщается в открывающем треке «Ай»: «Останови вечеринку, я буду петь свою музыку». Уже в этой строчке расставлены значимые акценты - «петь» (в некоторых треках Хаски не столько читает, сколько поет, впрочем, все его творчество как-то размывает границу этих понятий) и «музыка» (в этом альбоме музыкальная составляющая не уступает текстам).

«Любимые песни (воображаемых) людей» - очень интересный альбом. 13 треков, ни один не похож на другой, разнообразие тем, стилей подачи, фишек, битов, всегда уникальные сообщения в стихах. Из-за такой разноплановости новый альбом Хаски интересно слушать, особенно, если вы успели заинтересоваться его предыдущими альбомами; все ключевые особенности Димы тут выражены ярче всего, и при этом он не скатился в самоповтор и не доит одну фишку. Но и для первого знакомства с одним из самых интересных хип-хоп-открытий последнего времени «Любимые песни (воображаемых) людей» отлично подойдут.

Напоследок можно вспомнить, как многие были восхищены «Биографией» Кровостока за достоверную и емкую зарисовку эпохи 90-х. «Панелька» Хаски - это «Биография-2017». И.К.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/QUnw7OjeKBI" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Дайте танк»
«См. рис. 1»


Новый альбом подмосковной инди-рок-группы «Дайте танк», определяющей свой жанр как «робкий панк», представляет собой диалектическое единство тоски и счастья, драйвовое и отдающее такой свежестью, будто это первый отечественный инди-рок-альбом в истории (при всем том, что это откровения тридцатилетних). Гипнотическим эффектом, заставляющим одновременно погрузиться в ностальгию и забыть названия групп, которые ты знал, обладает композиция «Оплачено», открывающая альбом: «Жил до ста лет, выбирая трек, под который не стыдно покончить с собой». Что это - ирония над поколением «too old to die young», или жизненная позиция лирического героя? Впрочем, это становится неважно, потому что дальше начинается просто-таки ментальное роуд-муви, где тебе и встреча с другом детства, и очень трепетный романтический вечер «на пороге новой тайны», и бодрая рефлексия, на глазах превращающаяся в обряд экзорцизма («Бесы»). Я.С.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/ECu9wgCSMEA" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки» - «Посмертные приключения»


Четвертый полноформатный альбом инди-оркестра «Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки» по словам самих музыкантов, посвящен «мукам среднего возраста». В нем переданы не только экзистенциальные переживания тридцатилетних, но и некоторые мысли и чувства, связанные с грядущим девятилетием группы. Все это пропущено через особый эмоциональный фильтр, препятствующий исповедальности тона. На выходе мы получаем очень цельную пластинку, единое концептуальное высказывание. Альбом начинается с боевика «Сонник», пробуждающего в слушателе неясные тревожные образы, близкие любителям Платонова и Достоевского. Чистая неперегруженная гитара - как глоток колодезной воды или туман над утренней рекой. Следующие шесть композиций - не только увлекательная прогулка по галерее образов разной степени смутности и ясности, но и кайф для меломана, который может услышать здесь и Arcade Fire, и Vampire Weekend, и «Аквариум». Но самое главное - что это группа, говорящая с нами на одном языке, играющая, а не заигрывающая. Я.С.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Mjsixa26gxA" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«БЦХ»
«Эллинский секрет»


В своем мини-альбоме «Эллинский секрет» Виктор Исаев, автор проекта «БЦХ», явно идет по стопам Карла Густава Юнга, с головой бросаясь в коллективное бессознательное нашего народа, исследуя как смутное советское прошлое (особенно с колокольни нас нынешних), так и не менее непонятное невооруженному разуму настоящее. Увлекательная прогулка, переходящая в «сон о чем-то большем». В одном из своих интервью музыкант недвусмысленно выразился, что его творчество чаще всего не про музыку, а про то, куда она вписывается, про отражение нашего времени, его настроения. А внешне это очень приятный слуху новый R&B, вдохновленный творчеством Джеймса Блейка и D’Angelo.

Удивительно, что такие разные исполнители, как «БЦХ» и «Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки» разрабатывают какую-то одну жилу. Здесь можно увидеть намек на то, что прямо сейчас в России производится очень много интересной и важной для нас музыки, которая если не отвечает на волнующие вопросы, то, по крайней мере, помогает преодолеть одиночество. Жаль только, что ее мало кто слышит. Я.С.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/6975rRUEM7g" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Пасош»
«Каждый раз самый важный раз»


Третий студийный альбом московского рок-трио «Пасош» - это, как признаются ребята, самая сложная и трудоемкая вещь из всего, что они делали ранее. «Каждый раз самый важный раз» действительно звучит качественно и грамотно: в меру надрывно и стремительно. В год, когда, казалось бы, в России безраздельно властвует рэп, а все внимание направлено на рэперов, «Пасош» продолжает гнуть свою линию. Это все тот же инфантильный, прямолинейный в своей простодушности, мечтательный молодежный рок с простейшими гитарными запилами и юношескими текстами про вечную молодость, про стремления и проблемы молодых и неуверенность в завтрашнем дне. Про «Пасош» часто говорят, что они совершенно искренне делают музыку 20-летних, для которых их песни - гимны молодости. С другой стороны, кажется, своим новым альбомом «Пасош» неумышленно продемонстрировали, что в 2017-м рэп может быть более роком, чем сам рок. И.К.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/-jEO6UcyV9k" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Спасибо»
«Навсегда»


На третьем альбоме московская инди-рок-группа «Спасибо» обзавелась ситаром, трубой и хором. А еще у «Навсегда» есть концепция и древняя, но рабочая фишка: конец одной песни становится началом следующей. Как и у «Пасош», их тексты песен про ту же самую зеленую юность, но более иносказательные и насыщенные. Каждый трек «Спасибо» звучит уникально, их можно отличить друг от друга, запомнить по звучанию, хотя они не раскусываются с первого раза, так как вокал несколько «утоплен» в инструментале. «Навсегда» выглядит самобытным и живым, так как показывает, что парни из «Спасибо» занимаются не эксплуатацией уже найденных музыкальных схем, а поиском собственных методов работы с музыкой. Песня «Жираф» написана на стихи Николая Гумилева — любимого поэта Расела Рахмана, фронтмена «Спасибо». И.К.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/KXe-GytHwLQ" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Буерак»
«Скромные апартаменты»


Дуэт Александра Макеева и Артема Черепанова, к которому уже не хочется приплюсовывать эпитет «модный» (мода скоротечна) - образец постоянства и самодостаточности в новой русской музыке. Только в их случае это может стать большой проблемой. Аудитория взрослеет и начинает открывать для себя все многообразие того же постпанка, а вот лирический герой «Буерака» будто бы законсервировался, затаился в своей обитой пробкой комнате, но, в отличие от героя Пруста, не желает искать утраченное время, или делает это спустя рукава. Откровения интроверта, бывшие когда-то таковыми, превращаются в самоповтор. Некогда пьянивший алкоголь превращается в муравьиный уксус. Если «Танцы по расчету», лучшая пластинка «Буерака», стали своего рода кристаллизацией всего наработанного группой за три года, то «Скромные апартаменты» - не более чем попытка повторить себя, причем немного раздражающая (возможно, это называется «фирменным стилем»). «Усталость от безделия» - квинтэссенция всего альбома и лучшее его промо: «Я так устал / Болит голова, под глазами мешки /Вижу прохожих с окна / И про них сочиняю стишки». Впрочем, как музыка для танцев, это вполне годно. Да и фанаты получат все, чего ждут от группы. Я.С.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/qzvcM2d1M8k" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте

«Каста»
«Четырехглавый орёт»


Влади, Змей, Хамиль и Шым из Ростова-на-Дону в 2017-м вновь объединились в «Касту», которая, как кажется, так или иначе существовала вообще всегда в истории новой России - от 90-х до нынешнего времени. При этом «Четырехглавый орет» - лишь третий их совместный студийный альбом. Пародия на герб РФ на обложке, само название альбома заранее могли создавать впечатление, что тут все будет очень про Россию. Всего несколько простых паттернов, и многие купились: Юрий Дудь в своем интервью с Влади в самом начале задал прямой вопрос, почему «Четырехглавый орет» «настолько остросоциальный»?

На деле же все не так, особенно это становится очевидно, если включить любой трек, кроме «Скреп» и «Они». Эти два трека действительно из числа самых удачных и бойких в альбоме, но и в них ничего остросоциального нет. Они довольно колючие и меткие, но это едва ли можно отнести к острой критике общества или власти. Скорее это лишь остроумные (хотя и не особо глубокие) сатирические комментарии по поводу основных общественных мемов (про народ, «над которым есть царь и бог» в «Скрепах» и про то, как «люди сверху решат все проблемы, на то они и сверху» в треке «Они»). Вот и вся остросоциальность, эффект от которой можно сравнить с «Ленинградом» последних лет: несколько точных сатирических зарисовок, отнюдь не переворачивающих образ мышления.

Конечно, «Четырехглавый орет» про другое. Это по большей части ностальгический альбом, который, скорее, фиксирует, как изменились ребята из «Касты» и весь мир вокруг них. Он про то, как они теперь решают школьные неприятности своих детей, как ищут дорогу домой (вечный мотив русской культуры), вспоминают свои школьные годы и мечтают о лучшем мире. Так что впечатление от «Четырехглавого», пожалуй, будет зависеть от ожиданий самого слушателя. И.К.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/rVYtS_cp-yc" frameborder="0" gesture="media" allow="encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте



Илья Клюев
Ярослав Солонин
Роман Дранников
27.12.2017