Валентин Старилов:
«Мы по-прежнему очень боимся острых тем»

«Афиша+» поговорила с координатором нового городского просветительского проекта СЕТКА Валентином Стариловым, дизайнером, арт-менеджером, преподавателем.


Год за годом городская среда Воронежа становится все более привлекательной и продвинутой: появляются новые культурные и образовательные проекты, современные пространства и модные заведения. Проведение досуга в городе становится более вариативным и все больше выходит за рамки коммерческих развлечений. Растет востребованность просветительских мероприятий. Креативная воронежская молодежь насыщает городскую среду свежими идеями и форматами, инициируя развитие новых тенденций и воспитывая ответственное гражданское сознание горожан.

Новый городской развлекательно-образовательный проект СЕТКА запустился совсем недавно. Это неформальная площадка для дизайнеров и всех интересующихся визуальной культурой. Здесь можно получить новые знания, пообщаться с коллегами и выразить свое мнение по актуальным вопросам, касающимся городской среды. Координатор СЕТКИ Валентин Старилов - дизайнер, арт-менеджер, преподаватель. Поработав с несколькими крупными культурными институциями города (Платоновским фестивалем, концертным залом Event-Hall, «Зеленым театром») и множеством других организаций, Валентин ушел во фриланс и параллельно с заказами организует выставки, курсы дизайна и арт-проекты.

О том, как прошел запуск СЕТКИ и как будет развиваться проект, о современном воронежском искусстве и многом другом мы поговорили с Валентином накануне второй встречи СЕТКИ, которая состоится в эту субботу, 15 апреля, в «Вышке».


- Как возникла идея проекта СЕТКА?

- Эта идея родилась у нас с дизайнером Марией Баженовой. В конце прошлого и начале этого года мы с ней провели пару мастер-классов по графическому дизайну, а позже затеяли уже длительный курс по брендингу - разработке логотипа и прочему. Получив кучу положительных отзывов, мы поняли, что спрос даже на подобного рода информацию очень большой, так как в нашей региональной среде мало образовательных программ и проектов более или менее продвинутого уровня. Возникла идея найти открытую городскую площадку, на которой можно организовать подобный образовательный проект. Вспомнили про «Вышку». Юра Некрасов (соучредитель BKWSK, «Пушки», «Вышки» - прим. редакции) поддержал нашу затею, сказал: «Супер, мы хотим, чтобы наше пространство ассоциировалось с подобными начинаниями». И мы стали думать, какого характера должно быть это мероприятие. Собрали наших друзей - дизайнеров и иллюстраторов, провели брейнсторминг, начали выстраивать план первой СЕТКИ.

- Какие задачи вы преследуете?

- Главный наш посыл, который мы озвучивали на первой СЕТКЕ, заключался в следующем: мы, дизайнеры-фрилансеры, поработав в этом формате достаточно много, столкнулись с проблемой острой нехватки общения в профессиональной среде. Эта проблема актуальна для всех - в том числе и для тех, кто работает в офисе, в штате, контекст не важен. Особенно в регионах. В результате человек замыкается, ему становится болезненно неинтересно знать, что делают другие. Его творческие амбиции не находят реализации, так как нет площадки, которая могла бы эту реализацию дать. Мы организовали СЕТКУ, чтобы показать, что сообщество дизайнеров существует, что в нем не какие-то ревнители своих изящных искусств, а просто ребята, многие из которых еще не наладили контакта с коллегами.

В Воронеже были уже встречи для дизайнеров - Design Weekend, «Дизайн-выходные». Их все вспоминают, потому что это были такие лучики: несколько дней ребята приходили друг на друга смотреть, общаться, тусить. Кажется, подобных мероприятий было всего три на моей памяти. Но наша задача не ограничивается организацией регулярных профессиональных встреч. Мы хотим «поселить» наш проект в сознание горожан, чтобы он зажил своей собственной жизнью.


- Вы делаете СЕТКУ на некоммерческой основе?

- Базовая программа СЕТКИ - это некоммерческие мероприятия. Сейчас существует реальный тренд на некоммерческие, полуволонтерские такие проекты. Это становится нормальным - заниматься не только зарабатыванием денег, а еще и проявлять гражданскую активность, что-то делать, расширять свою зону комфорта.

Если у нас появится возможность привезти кого-то за деньги или организовать мероприятие более углубленного образовательного характера за денежный взнос, мы будем готовы это развивать. Вопрос в том, насколько это будет интересно той публике, которая к нам приходит, насколько она будет готова платить за это. Дело в том, что одни мероприятия реально сделать бесплатными, а другие трудно из-за расхода ресурсов, который надо как-то компенсировать. К тому же стоимость в определенном смысле является цензором - человек для себя принимает решение, нужно ему это, готов ли он отдать за это деньги или нет. Когда люди приходят на такие мероприятия бесплатно, это порой превращается в «слишком много веселья и слишком мало реальных задач». Если речь идет о практических навыках, то здесь, конечно, нельзя ограничиваться только развлечением. Более углубленные профессиональные знания требуют определенного взноса за то, что людей собирают и рассказывают новую информацию, показывают, как ей пользоваться.

«Человек замыкается, ему становится неинтересно, что делают другие. Его творческие амбиции не находят реализации, так как нет площадки, которая могла бы эту реализацию дать».

- Какой смысл приходить на СЕТКУ людям, просто интересующимся визуальной культурой, когда можно найти миллион лекций и вебинаров в интернете?

- СЕТКА - это формат живой дискуссии, живого общения. Это локальное мероприятие, на котором мы говорим именно о нашей региональной среде. Встречи СЕТКИ могут быть полезны не только профессионалам, но и людям, просто интересующимся этим. Есть и такие, которые свой интерес хотят в дальнейшем преобразовать в свою профессию. Для них СЕТКА - возможность лично познакомиться с профессионалами и пообщаться с потенциальными работодателями.

<iframe src="//vk.com/video_ext.php?oid=20289098&amp;id=456239035&amp;hash=759d30a0db42744c&amp;hd=1" width="740" height="416" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

- У СЕТКИ много форматов мероприятий. Расскажи, что такое «дибатлы».

- «Дибатлы» - это дизайн-дебаты, на которых «сражаются» два представителя воронежского дизайн-сообщества с разными точками зрения на одну актуальную тему. Модератор ведет дискуссию, задает острые вопросы, публика тоже может задать свои вопросы и голосует за одного из спикеров. Этот формат сейчас активно развивается, тренд на общение дизайнеров, да и вообще людей любых узких профессий, набирает обороты. Сейчас мы комплектуем состав первого мероприятия этого формата. На первой СЕТКЕ такого не было, на второй тоже не будет. «Дибатл» - вещь сложная, здесь надо найти не просто интересных спикеров, а еще и острую тему, на почве которой оппонентам будет интересно дискутировать, защищать свои позиции. Это должна быть живая тема, которая всем близка и на которую у людей могут иметься разные мнения. Типа той самой рыбы на улице Карла Маркса.

«Желание общаться настолько велико, что никакая интровертность не остановит».

- Ты доволен пилотным мероприятием СЕТКИ?

- Да, разумеется. Мы рады, что запустили проект. Первое мероприятие вызвало большой отклик. Пришли разные люди, среди которых было много профессиональных дизайнеров. Желание общаться настолько велико, что никакая интровертность не остановит.

- Не боишься, что подобные проекты будут расти как грибы после дождя?

- СЕТКА - совершенно неконкурентная тема. Таких проектов много не бывает. Даже если их будет много в Воронеже, это оживит и подстегнет публику, я считаю. Главное, чтобы даты проведения мероприятий не совпадали.

- Каким тебе видится будущее проекта, как планируете развиваться?

- Мы хотим, чтобы со временем СЕТКА проходила чаще, чем раз в месяц. Параллельно придумывать какие-то более неформальные идеи по мероприятиям. Мы максимально открыты к предложениям, взаимодействию, каким-то абсолютно нетипичным форматам. Вплоть до того, что можем собрать небольшую группу ребят (профессиональных дизайнеров или любителей), которые просто расскажут о своих последних проектах и успехах. Так что мы приглашаем всех, кто готов в это впрячься настолько, насколько им это интересно.


- Когда и о чем будет вторая СЕТКА?

- Вторая СЕТКА, которая состоится 15 апреля в 15:00 в «Вышке», будет про скрайбинг. Это молодое развивающееся направление иллюстративного дизайна - инфографика, которая создается в режиме реального времени. В Москве все чаще проводят лекции, воркшопы, семинары с привлечением скрайбера. Скрайбер систематизирует всю информацию, которую рассказывает спикер или которая формируется в процессе брейнстормингов, и фиксирует ее на доске в виде схемы-конспекта с иллюстрациями. Все это происходит в режиме реального времени. В итоге получается комплект инфографики мероприятия, люди могут подойти, сфоткать и уйти домой с офигенной схемой, которая родилась у них на глазах.

Первую половину мероприятия наш гость Митя Кривоногов будет рассказывать про скрайбинг, а вторую - показывать, как это работает, визуализируя рассказ спикера. Митя из Воронежа, но работает в Москве. Пока на такие вещи, как скрайбинг, спрос в Воронеже достаточно низкий, но мы хотим, чтобы в головах у людей зафиксировалось, как это классно, интересно и востребовано в мире.

«Союз художников скомпрометировал себя такой молодежной выставкой. Показал полные неспособность и нежелание слышать».

- Ты был арт-менеджером первого форума молодых художников Воронежской области «ФОРМА-Т», который прошел в ноябре прошлого года. Тебе пришлась по вкусу эта роль?

- Когда меня соотносят с такой должностью на подобном проекте, мне становится не по себе, потому, что если бы я там правда был тем, кем ты сказала, эта выставка выглядела бы совсем иначе. Главным арт-менеджером выставки был Союз художников. Нас позвали, сказали: «Ребята, даем вам карт-бланш, сделайте здорово». Но уже на стадии комплектования мы почувствовали давление со стороны Союза, которое очень быстро дало свои плоды. Ребята все как-то сникли и вместо того, чтобы забомбить крутую выставку, мы уже хотели, чтобы она тупо состоялась.


- Авторитет старших подавил молодой дух?

- Не поднял точно. Главный камень преткновения был в том, что мы провели вполне удачный электронный выставком, чем избавили людей из области от необходимости переть все на главный выставком. Молодые художники просто скидывали нам на почту репродукции своих работ, а мы им говорили, кто прошел, а кто нет. Народ писал: «Вау, как круто, ребята, так удобно!» А потом мы дико огребли от Союза. Нам сказали: «Что это за ерунду вы тут придумали без согласования с нами, это все не так, мы вам покажем, как надо - секретарь, квитанции, заседание, председатель». Прессинг был настолько сильный, что когда работы были отобраны и экспозиция сформирована, я прошелся, посмотрел и подумал: «Ё-моё, мы вроде готовили молодежную выставку, а получился обычный вернисаж на Кирова». Была куча классных ребят с кучей классных работ, но они как-то все потерялись на фоне белочек и самоваров с бубликами.

Тем не менее я доволен тем, что все состоялось, ребята друг на друга посмотрели, коммуникация получилась. Ведь рассчитывать на то, что на Кирова мы сделаем биеннале современного воронежского искусства, было бы смешно. Вышла скучноватая выставка, но у нас были образовательные мероприятия, атмосфера какой-то живой молодежной движухи все-таки там присутствовала, несмотря ни на что.

- Будет второй «ФОРМА-Т»?

- Ребята теперь ищут независимое пространство. И я считаю, Союз художников скомпрометировал себя такой молодежной выставкой. Показал полные неспособность и нежелание слышать.

«„Столовая № 15“ была лучиком света в темном царстве. Воронеж, конечно, и без таких проектов проживет. Воронеж вообще проживет без всего, в этом главная фишка Воронежа».

- Ходят слухи, что в Мариинской гимназии будет выставочное пространство на постоянной основе, и наш департамент культуры над этим якобы работает. Ты имеешь к этому отношение?

- Нет. Если честно, я считаю, что первый арт-кластер в Воронеже возникнет без участия департамента культуры и правительства, потому что все, к чему пока прикасались руки этих людей, превращается в совок и камень. Я вообще не понимаю: вот «Коммуна» - уже зарекомендовавшее себя арт-пространство, где проходят крутые летние мероприятия, и все равно ее статус под огромным вопросом… Если у нас даже «Коммуна» никак не может официально «родиться», то что говорить про Мариинку… Я даже не очень представляю, как это можно сделать. Без привлечения инвестиций, без мецената, который дал бы деньги, это будет так, как было при Боякове - сквот такой огромный.

- Ты сказал «сквот», и я вспомнила выстрелившую в прошлом году «Столовую № 15», соорганизатором которой был твой брат. Подобные пространства нужны Воронежу, как считаешь?

- Конечно, нужны. «Столовая № 15» была лучиком света в темном царстве. Воронеж, конечно, и без таких проектов проживет. Воронеж вообще проживет без всего, в этом главная фишка Воронежа.

Но не так все печально. Если ты чувствуешь сильную потребность, то у тебя должна возникнуть мысль: «Черт возьми, почему, если я так этого хочу, я ничего не делаю для того, чтобы это появилось?». Вокруг так много прекрасных художников, о которых мало кто знает. Я им периодически напоминаю, что хорошо бы выставляться, куда-то идти в массы, ради чего они все это делают… Надо найти для них какую-то среду, раскрутить, оживить это все, чтобы люди стали немного раскованнее, чтобы поняли, что мероприятия типа «Столовой» сделали не какие-то атланты, а такие же ребята, которые просто начали что-то делать.

- Твой отец, Александр Старилов, был выдающимся воронежским художником и педагогом. Где сегодня люди могут познакомиться с его творческим наследием?

- Мы с братом планируем создать сайт, посвященный его творчеству. Отсканируем его работы, которые у нас есть, и опубликуем. Отец был невероятно плодовитым художником, на его персональной выставке в 2014 году в Воронеже было представлено процентов тридцать от всего, что он сделал, а выставка та была большая. Его огромную шикарную серию живописи в свое время продали галеристам в Лондон, и дальнейшая ее судьба осталась неизвестной, контакты не сохранились.


- А сам ты творчеством занимаешься?

- Я дизайнер, творчество для меня - это оформительские проекты, будь то некоммерческая сфера или заказы, которые обеспечивают меня материально.

- Ты был в команде, чей локальный сюжет прошел отбор на воронежском мастер-классе The Calvert Journal (британский онлайн-журнал о современной культуре России и Восточной Европы - прим. редакции). Расскажи подробнее об этой истории.

- Это был закрытый мастер-класс для зарегистрировавшихся участников. Он проходил в книжном клубе «Петровский» накануне СЕТКИ: мы были в дикой запарке, я не успевал, и Мария Баженова пошла одна, что очень хорошо, так как по-английски она говорит замечательно. Все думали, что Маша расскажет про СЕТКУ, но она вспомнила про нашего нашего большого друга, художника Сергея Бруданина, который работает школьным сторожем и пишет в подвале картины, и рассказала про него. Через две недели пришло письмо: «Нам понравилась ваша история, мы приглашаем вас принять участие в итоговом мастер-классе в Москве, где в интенсивном формате под нашим руководством вы напишете на английском статью для публикации на сайте The Calvert Journal. Все это проходило в роскошном коворкинге в Артплей, весь уик-энд мы с ребятами из других городов делали презентации, писали и переводили свои статьи и вообще прекрасно проводили время.

«Современное воронежское искусство закрывается от злободневных проблем. Если общество зрелое, оно не стесняется проблемы, а замечает ее, говорит о ней. Мы же по-прежнему очень боимся острых тем».

- Кого еще из современных воронежских художников ты выделяешь?

- В контексте современного актуального искусства я ценю в первую очередь подвижничество и целеустремленность. Поэтому я уважаю вообще всех воронежских подвижников современного искусства за то, что они такие активные и поднимают авторитет города, в том числе на уровне столичного восприятия. Воронеж считают одной из столиц совриска - такая формулировка действительно кое-где встречается. Альтернативы нашим подвижникам нет - раньше существовала арт-группа «Квадрат», был подъем молодого искусства в середине нулевых. А потом все сникло, все эти ребята разбежались по своим проектам, и пока никакой яркой смены не возникло. Поэтому на фоне активности наших актуальных художников о других и не слышно.

Другое дело, что в их творчестве нет актуальных тем. Эту мысль озвучила на первом «ФОРМА-Те» искусствовед музея Крамского: мол, молодые художники есть, а острых тем нет. Я согласен с этим. Современное воронежское искусство закрывается от злободневных проблем. Заявление проблематики у нас не в чести. Все стараются беречь свой комфортный быт и ни с какими громкими заявлениями не выходить. Вот примеру, наша очень популярная команда «Другое Дело» в своей красивой ненавязчивой музыке и психоделических беспредметных текстах достигла полного совершенства. И всем уютно. Проблематика - это свидетельство зрелости общества. Если общество зрелое, оно не стесняется проблемы, а замечает ее, говорит о ней. Мы же по-прежнему очень боимся острых тем.

- А у Сергея Бруданина есть проблематика?

- Проблематика Бруданина иного толка: он выходец из аутентичной провинциальной среды. Вся острота его тем носит личный характер. Сергей борется с засилием академизма, традиционной живописи, в которой когда-то сам достиг совершенства. Степень, в которой его можно отнести к актуальному искусству, не велика. Он очень сильно художник. А деятель современного искусства может художником и не быть, потому что, если бы он был таковым, то понимал бы, что он ничего не сто́ит, пока не нарисует стопу в 30 ракурсах. Деятель современного искусства знает, что главное - это движуха, и как он умеет рисовать - уже совершенно неважно.


- У тебя есть любимые новые пространства в Воронеже?

К сожалению, для меня актуальность зачастую оборачивается массовостью.
Я не ключевой посетитель модных воронежских заведений. Вещи, которые я ценю в таких местах - непосредственность, аутентичность и немноголюдность, а это совершенно субъективный критерий оценки. Радует, что заведений современного толка становится все больше. Городская среда развивается, и это прекрасно. К примеру Некрасов из «Вышки» продвигает у нас в городе непривычные для публики форматы.

- Не хотелось ли тебе из уехать из Воронежа?

- Хотелось. Это нормально. Смена среды всегда обогащает. Провинциальная изоляция не дает возможности человеку профессионально расти и реализовывать амбиции. Опыт жизни в более современном мире - абсолютно необходимая вещь. Как минимум, регулярные выезды из Воронежа - это то, что прописано всем, кто хочет делать больше и круче.



Дарья Кобзаренко
Фото Евгении Небольсиной, Лидии Островской, из архива Валентина Старилова
14.04.2017