«Валериан и город тысячи планет»: поменьше слушайте критиков

«Афиша+» рекомендует поменьше слушать критиков и идти на самый красочный фильм года.


Начать следует с того, что «Валериан и Лорелин» - это графический роман, выходивший во Франции с 1967 года. Снимая двадцать с лишним лет назад «Пятый элемент», Люк Бессон вдохновлялся именно этим комиксом. В отличие от Джорджа Лукаса, немало взявшего для своей вселенной от «Валериана и Лорелин», Бессон никогда не скрывал своего источника вдохновения. Все настолько серьезно, что уже готов сценарий и для второй, и для третьей части «Валериана и города тысячи планет». Сходив в кино, мы убедились, что французский мастер разрабатывает золотую жилу, и что кирка у него вполне прочная, да и сил не занимать.


В России скоро будет напечатан сборник избранных историй из графического романа «Валериан и Лорелин».


Люк Бессон - автор, стоящий над жанром. Весь фильм, от пролога со «Space Oddity» и забавными гуманоидами, осваивающими технику рукопожатия, до финальных поцелуев Валериана (Дейн Де Хаан) и Лорелин (Кара Делевинь), выглядит щедрым подарком мэтра - во-первых, поклонникам стиля режиссера. Во-вторых - самому себе: не побоявшись кризиса в киноиндустрии, Бессон исполнил мечту юности и реализовал амбициозный проект, средства на который собрал самостоятельно, без вливаний со стороны кинокомпаний, диктующих условия. Но как раз из-за беспрецедентно высокого бюджета «Валериана и города тысячи планет» Бессон и оказался в несколько невыгодном положении. Претензии многих критиков звучат примерно так: «200 000 долларов, и ради чего? Сценарий слабый, актеры играют из рук вон плохо, весь упор на крутые спецэффекты».


Джордж Лукас явно вдохновлялся вселенной «Валериана и Лорелин»: фанаты «Звездных войн» обнаружат в комиксе много знакомого.


Критики же из противоположного лагеря считают, что это самый лучший фильм года. И в самом деле - если отказаться от громких заявлений и посмотреть на картину глазами зрителя, то окажется, что за все 129 минут не было ни одной сцены, которую можно было бы назвать «эффектом ради эффекта». Все заявленные темы - любовь, верность, выбор между чувствами и долгом, геноцид, эгоцентризм западноевропейской цивилизации, проблемы беженцев, потеря собственного «я», самоотверженность, - великолепно раскрываются, не превращая фильм ни в философскую притчу, ни в жвачку для обленившегося зрителя.


Сюжет крутится вокруг некоего конвертера, который оказывается милым зверьком, несущим сверхценные камни. Каждый камень по части энергоемкости даст фору целому космическому кораблю. Данный макгаффин является чем-то вроде «пятого элемента», вокруг него кипят страсти, он же сыграет важную роль в судьбе почти полностью уничтоженного циничными вояками народа перлов, а также в выборе Валериана между верностью проштрафившимся спецслужбам и любовью. Тут интересна некоторая зеркальная параллель с «Пятым элементом»: если в нем мир спасала любовь, то в «Валериане» герой, спасая погибающую цивилизацию перлов, спасает свою любовь.


Вселенная «Валериана и города тысячи планет» поражает не только старым добрым киберпанковским антуражем, визуальным размахом, изобилием бирюзовых и жемчужных оттенков, но и тем, что под каждым кустиком и камешком здесь маленький сюрприз. Вот Итан Хоук, одетый «под Боно» и проповедующий гедонизм, вот певица Рианна, косплеящая Лайзу Минелли и рассуждающая о системе Станиславского. В роли грациозной худенькой принцессы Лихо-мины - российская модель Саша Лусс. На эпизодические роли Люк Бессон наприглашал своих друзей-режиссеров Луи Летерье («Перевозчик», «Иллюзия обмана»), Жерара Кравчика («Васаби»), Эрика Рошана («Мёбиус») и других.


В создании картины приняло участие свыше ста студентов бессоновской киношколы École de la Cité. И, кажется, нигде Люк Бессон не выражал столь откровенно свою любовь к музыке, как здесь. Боуи в прологе, Херби Хэнкок в роли министра обороны, Рианна… По словам самого режиссера, в его сельском детстве магнитофон был главным способом перенестись в мир фантазий.


Люк Бессон написал 600-страничный путеводитель по вселенной «Валериана и города тысячи планет», где описал каждый инопланетный вид, встречающийся в фильме (пусть даже на несколько секунд).

Можно предположить, что «Валериан и город тысячи планет» - не просто самый дорогой в истории европейского кино фильм с суперкрутыми спецэффектами и элементами VR-съемки, но и некоторое криптологическое послание с массой деталей «для своих», как это было в случае с «Выживут только любовники» Джармуша.



Ярослав Солонин
21.08.2017