Быстрые новости
со 2 по 8 ноября

Главные, по нашему мнению, новости современной культуры в масштабе города, страны, мира.

«Джазовая провинция - 2015». День 6

В начале шестого, заключительного концерта воронежской программы «Джазовой провинции - 2015» ведущий концерта, главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков выразил благодарность нашему городу: за те 20 лет, что существует фестиваль, Воронеж стал его вторым сердцем. Понятно, что в первую очередь эти слова были адресованы продюсеру Александру Лукинову, который уже 13 лет активно сотрудничает с фестивалем и о котором Леонид Винцкевич в прошлом году сказал: «Если бы Саша посвятил бизнесу то время, которое он тратит на организацию фестиваля, он бы уже Канарские острова покупал. Но есть вещи, которые дороже денег, дороже времени».
Концертную программу вечера открыл именно Леонид Винцкевич в дуэте со своим давним партнером, саксофонистом Лембитом Саарсалу. За кулисами они долго пытались вспомнить, сколько лет знакомы, и в итоге остановились на цифре 31. За эти годы их музыкальное взаимопонимание достигло уже, кажется, запредельного уровня, что они в очередной раз и продемонстрировали.

Норвежские музыканты уже долгое время являются постоянными участниками самых престижных джазовых фестивалей. А причиной тому… нефть! Норвегия, еще в середине прошлого века являвшаяся страной бедных рыбаков, вдруг обнаружила на своей территории это полезное ископаемое и в мгновение ока превратилась в процветающее государство, что позволило ей многократно увеличить расходы на культуру. Espen Eriksen Trio - один из тех коллективов, которые наглядно демонстрируют эффект от этих вложений. Трио, состоящее из пианиста Эспена Эриксена, контрабасиста Ларса Тормода Йенсета и ударника Андреаса Бая, играет исключительно авторскую музыку. Спокойная, тихая (ударник играл только мягкими палочками, щеточками и пальцами) и небыстрая музыка не только не усыпила слушателей, но ввела их в состояние настоящего восторга. Это был далеко не тот случай, когда можно с точностью до деталей предсказать развитие музыкальной мысли на несколько шагов вперед. Норвежские музыканты выдавали целые каскады красивейших и непредсказуемых гармоний, рисуя ими поистине шедевральные полотна. В частности, «Never Ending January» («Бесконечный январь») - потрясающе красивая композиция.

Вместе с американской певицей Ритой Эдмонд и израильским саксофонистом Робертом Анчиполовским на сцену вышли народный артист России Алексей Кузнецов (гитара) и британец Стив Кершоу (контрабас). Свое выступление они начали со всем известной темы «Sunny», джазового прочтения одного из хитов группы Boney M. Этот бэнд, как и предыдущий, звучал очень камерно, и здесь бросилось в глаза, насколько чутка воронежская публика: после соло, исполненного каким-либо музыкантом, аплодисменты никогда не звучали громче, чем нужно - чтобы не заглушать продолжающую звучать музыку. В конце выступления квартет исполнил еще одну всем известную вещь - джазовый стандарт «On The Street Where You Live».

После антракта выступало трио во главе с певцом и клавишником Сергеем Манукяном. Как справедливо заметил Кирилл Мошков, из всех музыкантов самую большую долю зрительской любви получают именно вокалисты, и Манукян пользуется своим профессиональным положением на все сто процентов. Впрочем, думается, что его партнеры по бэнду, гитарист Павел Чекмаковский и ударник Артем Федотов, не в обиде, ведь дело еще и в том, что Манукян - по сути, единственный в нашей стране мужчина, поющий джаз. Помимо всего прочего, Манукяна еще называют мастером инструментального вокала. Воронежцы смогли оценить это его мастерство, в частности, когда он голосом очень похоже изображал бас-гитарный слэп. «Самый солнечный вокалист», каким представил Манукяна Кирилл Мошков, таким на самом деле и предстал - не в последнюю очередь благодаря своей неисчезающей широкой улыбке и очаровательной вихрастой прическе, вполне подходящей для какого-нибудь доброго персонажа из старого детского фильма.

Ну, а потом был джем - такой же «безбашенный», как и днем ранее, но немного отличавшийся по составу. В частности, рядом с Робертом Анчиполовским появился саксофонист Лев Боголюбов, выступавший в понедельник в составе Студии Игоря Файнбойма. Особенно приятно было увидеть за ударной установкой старейшину воронежского барабанного цеха Владимира Павловича Шабашова, у которого, между прочим, 20 лет назад учился в институте искусств молодой ударник Александр Лукинов. Атмосфера всеобщего праздника царила в филармонии и на этот раз. Как сказал после своего выступления Леонид Винцкевич, «мы уже ждем следующей встречи с вами». Остается только присоединиться к этим словам и надеяться, что организаторы и через год вновь преодолеют все трудности, чтобы подарить провинции еще одну королевскую порцию джаза.

«Джазовая провинция - 2015». День 5

Пятый фестивальный концерт «Джазовой провинции - 2015», состоявшийся в филармонии, стал самым насыщенным по количеству участников: в программе было заявлено четыре коллектива, но даже этим в итоге все не ограничилось. Впрочем, обо всем по порядку.
Первым на сцену вышел дуэт, представляющий Нидерланды и уже знакомый воронежской публике по «Джазовой провинции - 2013» - Пауль ван Кеменаде (саксофон) и Стевко Буш (фортепиано). Представляя музыкантов, ведущий концерта, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков вновь коснулся темы традиций европейского джаза, одно из лиц которого - «камерное, сдержанное, философское». Европа пронизана традициями академической музыки, отказаться от наследия которой значило бы утратить собственную самобытность. Дуэт из Нидерландов не просто демонстрирует свои корни, но порой и впрямую обращается к сочинениям классиков. В частности, как и два года назад, музыканты исполнили для воронежской публики джазовую фантазию на тему духовного сочинения Сергея Танеева «Господи, воззвах».

Представить себе «Джазовую провинцию» без ее отца-основателя Леонида Винцкевича невозможно. Как и положено крупному джазмену, он появляется на фестивальной сцене в составе самых разных ансамблей - от дуэта с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу до многоликого бэнда JazzArt. На этот раз состав его ансамбля менялся прямо во время выступления. Камерная, вкусная интерпретация знаменитой Summertime прозвучала в исполнении трио, которое составили народный артист России Алексей Кузнецов (гитара), Винцкевич-старший (фортепиано) и юный внук последнего Леонид, к которому уже, похоже, надолго приклеилось сценическое имя Джуниор. Впервые появившийся в прошлом году в составе коллектива JazzArt с губной гармошкой, теперь он уже вел сольную партию на гитаре. Вскоре к трио присоединился Лембит Саарсалу, порадовавший публику не только игрой на саксофоне, но и вокалом, после чего они вдвоем с Леонидом Винцкевичем исполнили свое давнее очень необычное произведение. Саксофон очень похоже изображал волынку, а Винцкевич, нажав правую педаль рояля, играл не по клавишам, а прямо по струнам инструмента, в результате чего получилась вполне достоверная имитация средневекового звучания. Еще несколько композиций JazzArt исполнили уже полным бэндом - со Стивом Кершоу на контрабасе и Варданом Бабаяном за ударной установкой.

А вот квартет Three Horns And A Bass - еще один проект саксофониста Пауля ван Кеменаде - добраться на фестиваль в полном составе не смог. Кирилл Мошков, не вдаваясь в подробности, лишь сообщил, что тромбонисту Люку Будестейну не позволило сюда приехать печальное событие. Так коллектив, поставивший перед собой сложную задачу отказаться от традиционной ритм-секции и использовать лишь бас, оказался перед лицом еще более трудной миссии - сыграть за себя и за того парня. Впрочем, миссия была выполнена на должном уровне. Пауль ван Кеменаде, а также Анжело Ферплюген (флюгельгорн) и Виро Махиу (бас-гитара) показали себя мастерами импровизационной музыки и даже нарвались на поэтичный комплимент от Кирилла Мошкова: «Бывает, когда есть ударные и четкий ритм, а бывает вот так, когда колодец света, и - сразу в небо!..»

Представляя следующего участника, ведущий назвал его человеком большого мужества: гитарист и певец, уроженец Бразилии, ныне квартирующий в Европе, Сержио Бастос может передвигаться только на костылях. Однако уже во время исполнения первой композиции публике пришлось об этом забыть - настолько жизнелюбива и зажигательна его музыка. «Друзьями» Сержио, заявленными в фестивальной программе оказался все тот же коллектив JazzArt, в котором нашлось место всем четверым Винцкевичам - двум Леонидам, а также бас-гитаристу Сергею и саксофонисту Николаю. Основу выступления Сержио Бастоса составили босановы, как подвижные, так и лирические. Одна из них была написана несколько дней назад Николаем Винцкевичем, а текст к ней сочинил сам Сержио.

Вечер неожиданно завершился всеобщим джемом, обычно венчающим последний день фестивальной программы. Более того, на сцену вышли не только те, кто принимал участие в концерте, но и те, кому предстояло выступать на следующий день - американская певица Рита Эдмонд и саксофонист из Израиля Роберт Анчиполовский. На сцене творилось форменное безумие в самом хорошем смысле этого слова: сыграть соло рвались, кажется все подряд, Стив Кершоу играл на бас-гитаре, висевшей на плече у Сергея Винцкевича, Стевко Буш и Леонид Винцкевич отрывались на рояле в четыре руки, импровизированный саксофонный квартет Анчиполовский - Саарсалу - ван Кеменаде - Н. Винцкевич с примкнувшим к ним флюгельгорном радостно перекрывал по громкости всех и вся. Под конец музыканты милостиво позволили быть услышанным басисту Виро Махиу, который исполнил довольно длинное и техничное соло. Когда все закончилось, остался только один вопрос: «А будет теперь ли джем завтра?»

Новый сингл Coldplay

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/UsrpTrQ1x5Y?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Coldplay опубликовали новый сингл «Adventure Of A Lifetime». Седьмой альбом группы «A Head Full Of Dreams» выйдет 4 декабря.

Новый альбом Grimes

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:480;" width="100%" height="480" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/3066814">Слушайте &amp;amp;amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/album/3066814'&amp;amp;amp;amp;gt;Art Angels&amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;gt; — &amp;amp;amp;amp;lt;a href='https://music.yandex.ru/artist/129413'&amp;amp;amp;amp;gt;Grimes&amp;amp;amp;amp;lt;/a&amp;amp;amp;amp;gt; на Яндекс.Музыке</iframe>
Сегодня вышел новый альбом Grimes «Art Angels». Это уже четвертый лонгплей певицы, но такое ощущение, что это всего лишь ее вторая работа после прорывного альбома «Visions». Все-таки именно «Visions» открыл эту, несомненно, талантливую и всесторонне развитую девушку для широкой аудитории. Оба сингла - «Flesh Without Blood» и «Scream» - предваряющие выход «Art Angels», были выше всяких похвал. Но и сам альбом еще не раз заставит слушателя открыть от удивления рот. Вне всяких сомнений, один из самых важных релизов этого года.

«Джазовая провинция - 2015». День 4

В свой четвертый воронежский вечер «Джазовая провинция - 2015» вновь переместилась в книжный клуб «Петровский». Как и на трех предыдущих концертах, зал был переполнен. По этому поводу вновь выразил радость продюсер фестиваля Александр Лукинов.
Представляя немецкий коллектив Johannes Maas Trio, вышедший на сцену первым, ведущий концерта, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков упомянул об одном принципиальном отличии европейского джаза от американского: в Европе музыкант, как правило, начинает исполнять джаз лишь тогда, когда у него уже есть академическое образование. Участники Johannes Maas Trio столь молоды, что двое из них еще продолжают это образование получать. Особая примета трио - виолончель, инструмент весьма редкий для джаза. С особым смаком, почти по-контрабасовому звучало виолончельное pizzicato (игра щипком). В отдельные моменты коллектив выглядел абсолютно по-взрослому, вселив надежду на то, что выступление на «Джазовой провинции» станет для них неоценимым стимулом для дальнейшего развития.

Четвертый концерт фестивальной программы окончательно укрепил в ощущении, что воронежский квартет Happy55, вышедший на сцену после немецкого трио, смело можно называть гордостью нашего города и что он заслуживает гораздо большей аудитории, нежели может в себя вместить зал «Петровского». Музыканты демонстрируют такую свободу мышления и вкус, что впору обзавидоваться любому, даже очень успешному творческому человеку. Люди, знакомые с их творчеством - а таких в Воронеже много, но все равно недостаточно! - уже давно и хорошо знают, что музыку Happy55 назвать джазом можно только с невероятно большой натяжкой, что они скорее служат Музыке в целом, чем какому-то ее отдельному ответвлению. Так, в «Большом строительном этюде», прозвучавшем в зале «Петровского», они предстают скорее наследниками Свиридова, автора всем известной сюиты «Время, вперед!», нежели кого-то из представителей джаза, пусть даже и авангардного. Знай, Воронеж, эти имена - Ярослав Борисов (клавишные), Александр Битюцких (ударные), Геннадий Чухлов (кларнет), Никита Бондаренко (электроника). Знай и гордись!

Chromatics - «Girls Just Wanna Have Some»

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/pfjDNCQQaFU?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Chromatics опубликовали видео на их кавер-версию незабвенного хит Синди Лопер «Girls Just Wanna Have Some».

Трейлер «Крампуса» Майкла Догерти

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/h6cVyoMH4QE?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
В сети появился трейлер к рождественскому хоррору «Крампус» Майкла Догерти, режиссера неожиданного инди-хита «Кошелек или жизнь». В главных ролях - Адам Скотт, Тони Коллетт и Эллисон Толман (главная героиня из первого сезона «Фарго»). Премьера в России - 1 января.

Новая песня BANKS

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/uOsGx25HvmI?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
BANKS поделилась клипом на свой новый сингл «Better».

Новое видео Bloc Party

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Ta2g5AcA4aU?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Bloc Party опубликовали видео на песню «The Love Within». Пятый альбом группы «Hymns», записанный с двумя новыми участниками - бас-гитаристом Джастином Харрисом и барабанщицей Луизой Бартл, - выйдет 29 января 2016 года.

«Джазовая провинция - 2015». День 3

3 ноября «Джазовая провинция» впервые после годичного перерыва шагнула на сцену Воронежской филармонии. Как и два года назад, первый филармонический вечер фестиваля открыл знаменитый Оркестр имени Олега Лундстрема.
Коллектив, год назад попавший в полосу юбилеев, в следующем году отметит очередной - 100 лет со дня рождения своего отца-основателя, чье имя он и носит. Репертуар оркестра продолжает обновляться: так, воронежским зрителям была представлена совершенно свежая баллада для альт-саксофона с оркестром «Конец октября», написанная в последние дни минувшего месяца. Еще одно запомнившееся название - «Усы папаши». Эта пьеса посвящена Олегу Лундстрему, обладателю роскошных усов. Звучала и музыка самого Лундстрема, в частности, «Бухарский орнамент», пьеса, в которой в джаз вплетены восточные мотивы. Певица Анна Бутурлина, исполнившая в сопровождении оркестра несколько композиций, очаровала зал своим мастерством, и когда руководитель оркестра Борис Фрумкин под конец назвал ее возможно, лучшей певицей мира, это не выглядело как дежурный комплимент.

Коллектив из Белоруссии Apple Tea называют визитной карточкой белорусского джаза. Их стиль ведущий концерта, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков предложил «осторожно называть этно-фьюжном». Осторожно - видимо, потому что «этно» в их фьюжне присутствует не слишком часто, зато очень много своего, фирменного, ни на кого не похожего. Между тем показалось, что очень по-фольклорному звучат два сопрано-саксофона в унисон, что было бы довольно трудно предположить, не услышав своими ушами. Еще одно яркое впечатление - игра клавишника Apple Tea Константина Горячего; под стать своей фамилии он буквально воспламенил зал своей фонтанирующей эмоциональностью и виртуозной игрой. За ударной установкой находился совсем молодой человек Ян Сапега, недавно заменивший на этом месте своего отца и блестяще справившийся со своими задачами. Сверкал безукоризненной техникой гитарист Михаил Филиппеня, цементировал звучание бэнда бас-гитарист и руководитель коллектива Игорь Сацевич. По всему виду музыкантов было понятно, что на этом выступлении они «попали в струю», что они сами получают удовольствие.

Бурундук-дум

<iframe width="100%" height="300" scrolling="no" frameborder="no" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/playlists/159964788&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false&amp;visual=true"></iframe>
Участник канадской группы Holy Fuck взял кавер-версии старых хитов с пластинок первой в истории анимационной виртуальной группы «Элвин и бурундуки» (да, да Gorillaz были не первыми!) и замедлил до 16 оборотов в минуту. То, что получилось, иначе как бурундук-думом и не назовешь!

Поэтический вечер Михаила Потапова

14 ноября в книжном клубе «Петровский» состоится поэтический вечер Михаила Потапова.

Поэтическое странствие в «Петровском»

В субботу, 7 ноября, книжный клуб «Петровский» приглашает на поэтическое странствие «Zа поясом Койпера», проводниками в котором будут Родион Прилепин и Глеб Кузнецов. Под музыку группы «радиоАвгуст» они прочтут стихи Федора Сваровского - поэта, тематика творчества которого произрастает из научно-фантастического жанра литературы и кино. Представление будет сопровождаться видеомэппингом от компании CIFRA, в послужном списке которой не одно шоу на самых масштабных городских праздниках.

«Повседневная жизнь богов» Алексея Кондакова

Украинский художник Алексей Кондаков создает удивительные коллажи, в которых соединяет сцены и персонажей с классических полотен с фотографиями повседневной жизни Киева.
Проект называется «Повседневная жизнь богов». Коллекция регулярно пополняется новыми работами, к которым автор придумывает короткие и смешные подписи на своей странице в Facebook’е. Например, коллаж, вынесенный в шапку новости, называется «Как тут работать?» Не так давно творчество Алексея вышло за пределы интернета и оказалось на улицах украинской столицы.

«Джазовая провинция - 2015». День 2

2 ноября, во второй для Воронежа день «Джазовой провинции - 2015», в книжном клубе «Петровский» состоялся концерт Джазовой студии Игоря Файнбойма.
Студия существует уже пять лет и объединяет в себе как уже состоявшихся музыкантов, так и перспективную молодежь. Публики на концерт собралось столько, что небольшой зал «Петровского» трещал по швам: по словам организаторов, зрителей было не менее 200 человек. Основными действующими лицами концерта стали молодые, но уже известные в городе профессиональные музыканты - саксофонисты Илья Алехин, Лев Боголюбов и Олеся Васечко, контрабасист Максим Колесников, ударник Евгений Месников плюс, конечно же, сам руководитель студии, патриарх воронежского джаза Игорь Михайлович Файнбойм. По ходу концерта на сцене стали появляться более молодые и даже совсем юные музыканты. Особого внимания зрителей удостоился 11-летний Егор Солодовченко, в свои годы уже довольно мастеровито управляющийся с саксофоном. В самом конце Файнбойм пригласил для совместного джема всех музыкантов, кто есть в зале, и сцена заполнилась его воспитанниками до отказа.

Трейлер к «Войне и миру»

<iframe src="//vk.com/video_ext.php?oid=173773175&amp;id=171300390&amp;hash=774a609860c26a84&amp;hd=2" width="740" height="416" frameborder="0"></iframe>
В сети появился первый трейлер к новой экранизации «Войны и мира» от канала BBC One. Пьера Безухова играет Пол Дано («Нефть», «Маленькая мисс Счастье»), Наташу Ростову - Лили Джеймс (недавняя диснеевская «Золушка»), в роли Анны Павловны Шерер - Джиллиан Андерсон, князь Василий Курагин - Стивен Ри. В режиссерском кресле - 35-летний Том Харпер, в чьем послужном списке работа над сериалами «Острые козырьки» и «Плохие». Некоторые сцены снимались в Санкт-Петербурге. Сериал будет состоять из шести часовых серий для BBC One и из восьми 45-минутных для международного рынка. Премьера назначена на конец декабря.

Стартовала юбилейная «Джазовая провинция»

1 ноября в книжном клубе «Петровский» состоялся первый концерт воронежской программы юбилейного, двадцатого по счету фестиваля «Джазовая провинция».
Первым делом на сцене появился продюсер фестиваля Александр Лукинов, который объявил двадцатую «Джазовую провинцию» открытой и, в частности, поделился своей радостью о том, что в этом году все билеты на концерты фестиваля были раскуплены в течение недели. Из дуэта, заявленного в фестивальном пресс-релизе, приехать в Воронеж смог лишь пианист Вагиф Садыхов, поэтому воронежцы, по сути, увидели его сольный концерт. В его исполнении прозвучали как его собственные произведения, так и музыка других авторов. Уроженец Азербайджана, Садыхов предстал по-восточному мудрым музыкантом, всему знающим меру: никакого бурления страстей, но потрясающая тонкость и интеллигентность звучания. Такая подача как нельзя лучше соответствовала камерной атмосфере замечательного зала книжного клуба «Петровский».