Для себя — значит, для всех

22 марта в Доме актера состоялся концерт Инны Желанной.


«Ой спасибо, очень приятно!» — сказала Инна Желанная в конце выступления, после того, как ее с остальными музыкантами вызвали на бис. И добавила: «Мы делаем это для себя и для вас, и больше ни для кого».

Казалось бы, неказистая фраза. «Для себя и для вас», то есть, чтобы доставить удовольствие себе и слушателям. «Больше ни для кого» — а кто еще существует, помимо уже названных производителя и потребителя? Индифферентные? Так и без того ясно: никто не делает музыку для тех, кому она безразлична. И потом, где гарантия, что в тот момент в зале не было ни одного индифферентного, забредшего на концерт по случаю?

«Мы делаем это для себя», — уверены, именно так изначально задумывалась эта фраза, но сказав ее, певица, видимо, решила, что в ней не читается любовь к зрителю, потому и добавила этот неказистый, но душевный «хвостик». Между тем, что может быть душевнее, чем дать человеку сделанное для себя? Делать для себя — значит делать так, как нравится тебе, значит, пользоваться в работе всеми своими ориентирами и фильтрами. «Только для вас» делают те, кто видит себя «над толпой», высокомерно полагая, что отлично знают ее потребности, и вместо того, чтобы поднимать слушателя до новых высот, порой опускают его еще ниже, предлагая ему вместо духовной и интеллектуальной пищи суррогаты, не имеющие ни глубины, ни вкуса.


Впрочем, это уже не об Инне Желанной. Те, кто впервые побывал на ее концерте, могут смело утверждать, что попробовали блюдо высочайшего качества. Еще одно доказательство тому — трудность в определении стиля этой музыки. Ведь делая что-то интересное для себя, хорошие музыканты не идут по проторенной дорожке, а создают то, чему еще не существует определения. В основе музыки Инны Желанной и ее коллектива лежит фольклор — русский, украинский, белорусский. Однако народное творчество обрабатывается музыкантами так, что результат можно причислить иногда к року, иногда к трансу или психоделике. Без электронных эффектов почти обходится только барабанщик Дмитрий Фролов. Трое других участников коллектива электронизированы под завязку. Гармонайзеры, семплеры, луперы, вокодеры, плейбэки — все это создает невообразимый объем звучания, так что порой даже хочется большей прозрачности.


Откуда дует этот «электронный ветер» — вовсе не секрет. Бас-гитарист Сергей Калачев с колоритным прозвищем Гребстель первым из коллектива начал увлекаться современными электронными штучками. 15 лет назад Инна Желанная выходила на сцену с акустической гитарой, в ее коллективе играли замечательные духовики-фольклористы Сергей Старостин и Сергей Клевенский, но Калачев уже тогда пользовался своим «волшебным чемоданчиком», позволявшим извлекать из шестиструнной безладовой бас-гитары звуки, совершенно ей не свойственные. Так же сегодня со своими инструментами поступают и сама Инна Желанная (вокал — тоже инструмент!), и Олег Маряхин, играющий в группе на саксофонах, трубе и калимбе.

При всем обилии звуковых эффектов музыканты практически не используют эффектов внешних. В общении с публикой Инна Желанная проста и не слишком многословна. Единственное место на сцене, вокруг которого происходит хоть какое-то движение, — ударная установка, но и широкая амплитуда движения рук барабанщика — вовсе не элемент шоу, а насущная необходимость, связанная со звукоизвлечением. Впрочем, в паре композиций ближе к концу выступления Инна Желанная все же позволила себе немного потанцевать.


«Мы их раскачали!» — с удовлетворением говорят музыканты, когда за время выступления удается воодушевить инертную публику. На концерте Инны Желанной сложилась едва ли не зеркальная ситуация. Воронежские зрители не то чтобы «раскачали» Инну Желанную, но к концу выступления она все же несколько «оттаяла» — заулыбалась, призналась, что не ожидала столь теплого приема, и выразила намерение приезжать в Воронеж почаще (предыдущий визит был аж 14 лет назад). Представители концертного агентства «Art.Lab», организовавшего концерт, наверняка слышали эти слова и сделали соответствующие пометки в своих органайзерах, а значит, у нас есть все основания надеяться, что следующего выступления Инны Желанной в Воронеже не придется ждать 14 лет и что наш город станет любимой концертной площадкой еще для одного высококлассного коллектива, который делает музыку для себя. А значит, и для всех нас.

Кирилл Радин,
Татьяна Радина
28.03.2014