Мишель Сима
и «Круг художников»:
Париж — Ленинград

Острые ракурсы, необычные сюжеты и влияние кинематографа в Ленинграде 1920-х годов и крупнейшие художники в послевоенном Париже — в музее им. И. Н. Крамского открылись два выставки Платоновского фестиваля.


1 июня в Воронеже стартовал IX Международный Платоновский фестиваль. Его торжественному открытию, состоявшемуся вечером на Адмиралтейской площади, предшествовало открытие двух выставок в музее им. И. Н. Крамского.

Первой была открыта выставка «Круг художников», посвященная творчеству одноименного объединения, которое существовало в Ленинграде с 1926 по 1932 год. Воронежской публике было представлено около 50 живописных и графических работ из собрания Государственного Русского музея. В качестве куратора выставки была привлечена заведующая отделом графики Государственного Русского музея Наталья Козырева. Вместе с ней выставку открывали художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков и директор музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова.


У истоков объединения «Круг художников» стояли 18 студентов ВХУТЕИНа (Высший художественно-технический институт), а за 6 лет через него прошло около 50 художников и скульпторов, в том числе Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Александр Самохвалов, Александр Ведерников. В 1932 году в Кремле было принято постановление, в котором, в числе прочего, предусматривался роспуск творческих коммун, и большинство участников «Круга» влилось во вновь созданный Союз советских художников. Что объединяло участников этого объединения, рассказывает Наталья Козырева.


— Они были плоть от плоти того времени вместе с теми людьми, кого они изображали. Здесь представлена очень широкая жанровая палитра. Есть крестьянская тематика, производственная, но вместе с тем они были романтиками, как и все, кто создавал новый мир. Большое влияние на творчество этих художников оказал кинематограф, которым в 1920-е годы в Ленинграде буквально все страшно увлекались. Стилистика кино, особенно немецкого и американского — острые ракурсы, необычные сюжеты и темы — тоже входила в их творчество. Не всем довелось прожить долгую жизнь: в блокаду погибли Давид Загоскин, Петр Осолодков, их работы удалось спасти еще одному участнику объединения Борису Каплянскому. Пакулин и Русаков рисовали всю блокаду, никто никуда не уезжал, лучшие работы Пакулина — это блокадные пейзажи. Пахомов рисовал в моргах. А после войны они начали еще раз выстраивать свою жизнь…


Менее чем через час на втором этаже музея была открыта еще одна выставка — «Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены». Ее экспонаты — фотоработы Мишеля Сима, человека, посвятившего свою жизнь скульптуре, а фотографию рассматривавшего как хобби. Будучи в близких отношениях с наиболее крупными художниками своего времени, пользуясь их доверием и естественным поведением в его присутствии, Сима создал серию уникальных фотопортретов, на которых его коллеги запечатлены за работой, в мастерских. Герои его фотопортретов — Пабло Пикассо, Марк Шагал, Анри Матисс, Андре Дерен, Жан Кокто, Ле Корбюзье и многие другие.


Сима — уроженец Польши, в Париж он переехал в 17 лет. Его настоящее имя — Михал Змаевский, а идею псевдонима спустя годы ему подсказал Поль Элюар (Sima — это прочитанное задом наперед «amis», т. е. «друзья»). Фотографировать Сима начал еще до войны, делая снимки для пресс-агентств. При этом он был полноправным участником «Парижской школы» — огромного «плавильного котла», в котором объединились все художественные течения, взаимно обогащая друг друга. Он получал заказы как скульптор и принимал участие в групповых выставках.


Во время войны ему пришлось пройти через Освенцим, где он был сломлен физически и морально, и в его возвращении в полноценную жизнь огромную роль сыграл Пикассо. По словам сына Сима, Пьера Змаевски, присутствовавшего на открытии выставки, его отец в своем творчестве никогда не обращался к военной тематике, и это может говорить лишь о том, насколько тяжелые испытания выпали на долю Сима. Он продолжал фотографировать до того момента, когда вышло в свет издание его фоторабот «Лица 21 художника». Сима был настолько разочарован качеством печати, что больше никогда не возвращался к фотографии.


Выставка организована при участии Мультимедиа Арт Музея / Музея «Московский Дом фотографии». Кураторы — Алиса Лабас (Россия), Куно Фишер (Швейцария). Экспонаты предоставлены «Галереей Фишера» (Швейцария).

Выставка «Круг художников» будет работать по 28 июля. Работа выставки «Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены» продлится по 30 июня.


Кирилл Радин
Фотографии Дарьи Кобзаренко и Евгении Небольсиной
04.06.2019