Beat Weekend — 2019:
диско, рейв
и горячие точки

Что покажут и что будет происходить на фестивале Beat Weekend в кинотеатре «Пролетарий» в этом году: подробный рассказ о фильмах программы
и самое полное расписание мероприятий.


История культового нью-йоркского клуба «Студия 54», путешествие Пи Джей Харви по горячим точкам планеты, хроника двухдневного рейва у грузинского парламента, постмодернистская лекция о зарождении рейв-культуры в Британии и исследование дизайна в России при участии Артемия Лебедева и Покраса Лампаса: рассказываем, что покажут на фестивале Beat Weekend, который в этом году будет проходить с 10 по 16 октября в кинотеатре «Пролетарий».

Студия 54 (Studio 54)

10 октября, четверг
20:00


История скандально известного в 1970-х годах нью-йоркского клуба «Студия 54», рассказанная одним из ее основателей Яном Шрагером. Заведение славилось своими свободными нравами, здесь любили тусить знаменитости всех мастей. За время существования клуба его клиентами и завсегдатаями стали все специалисты по богемной жизни того времени: Энди Уорхол и Лайза Миннелли, Фредди Меркьюри и Элтон Джон, Джон Леннон и Йоко Оно, Дэвид Боуи и Мик Джаггер со своей тогдашней женой Бьянкой, Стивен Тайлер и Майкл Джексон, Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне, Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, Дайана Росс и Джон Траволта.

Но фишка клуба заключалась в том, что любой простой смертный мог в нем затусить рядом со знаменитостями, если у него был достаточно красивый наряд. Попав вечером на вечеринку в «Студию 54», каждый мог проснуться знаменитостью, особенно, если со знаменитостью заснул. Примерно об этом повествует голливудский фильм двадцатилетней давности «Студия 54» с Райаном Филлипом («Я знаю, что вы сделали прошлым летом») и Майком Майерсом («Остин Пауэрс») в роли одного из основателей клуба.


Владельцы клуба не скупились на широкие жесты — будь то белая лошадь для Бьянки Джаггер, бармены в париках и нарядах XVIII века для Карла Лагерфельда или кокаин, сыплющийся с потолка для всех гостей. Во время одной из вечеринок в честь празднования Нового года на пол клуба было вывалено четыре тонны блесток. «Было ощущение, что ты стоишь на звездной пыли», — вспоминает Шрагер.

В своем классическом виде клуб просуществовал с 1977 по 1979 год. На определенном этапе заведением заинтересовалась налоговая полиция, в результате расследования которой основатели клуба — университетские друзья Ян Шрагер и Стив Рубелл — были приговорены к трем с половиной годам тюрьмы за уклонение от налогов. На финальной прощальной вечеринке присутствовали Джек Николсон, Ричард Гир и Сильвестр Сталлоне, который, говорят, приобрел самый последний алкогольный напиток в баре клуба. Лайза Минелли спела «New York, New York», всю ночь звучал диско-гимн Глории Гейнор «I Will Survive». Шрагер и Рубелл вышли на свободу спустя 13 месяцев.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/w99oGMwbTy4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>
После показа фильма пройдет паблик-ток «Тусовка как образ жизни: ожидание и реальность». За одним столом соберутся те, кто отвечает за самые яркие вечеринки города: соучредитель бара BKWSK, пространств «Вышка» и «Пушка», винного бара «Оптимист» Юра Некрасов, один из совладельцев и арт-директор бара «Нигилист» Андрей Пыринов и Антон Володин, учредитель лайфстайл-проекта The Rebelheads.

Raving Riot: рейв у парламента

11 октября, пятница
20:00


В мае 2018 года тбилисская полиция вломилась с обыском в два самых популярных ночных клуба грузинской столицы. Одним из них был знаменитый на весь мир техно-клуб Bassiani. Посетителей заведений возмутило то, с какой жестокостью проводилась операция, и они отказались уходить с территорий, прилегающих к клубам. В ответ на это полиция стянула к заведениям дополнительные силы, между протестующей молодежью и силовиками начались столкновения. Вскоре стихийный митинг переместился к зданию парламента на улице Руставели, где тысячи человек начали танцевать. Протестующих поддержали местные жители, которые стали выкладывать в соцсетях фотографии с фразой «We dance together, we fight together». На виду у всей страны оказалось новое поколение молодых людей, для которых электронная музыка — это стиль жизни, а мирный протест — естественная реакция на примененную полицейскими силу. Через два дня министр внутренних дел страны был вынужден попросить прощения у протестующих.

Режиссер Степан Поливанов стал свидетелем этих событий. Отснятый им материал лег в основу фильма «Raving Riot: рейв у парламента». «Этот фильм — о поколении, которое пережило разруху 90-х и ничего хорошего от государства не ждет», — пишет рецензент журнала «Сеанс» о картине. «Молодые люди, рожденные в конце 1980-х и в 1990-е, видели две, а то и три войны, поэтому танцуют, как в последний раз» — вторит ему автор из «Коммерсантъ».

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/335683026?byline=0&amp;portrait=0" width="740" height="416" frameborder="0" allow="autoplay; fullscreen" allowfullscreen=""></iframe>

Берлинский фейсконтрольщик (Berlin Bouncer)

12 октября, суббота
20:00


Чтобы тебя когда-нибудь назвали легендарной личностью, не обязательно идти в искусство или науку, быть военачальником, правозащитником, спортсменом или врачом. Фильм Дэвида Дитля, американца немецкого происхождения, представляет собой наглядную иллюстрацию к этой довольно очевидной истине. Его герои — фейсконтрольщики, люди, наделенные правом пустить посетителя в ночной клуб или развернуть его на входе — просто потому, что он выглядит как-то не так. Все трое работают в берлинских клубах много лет, а самый известный из них, Свен Марквардт, уже выпустил автобиографию под названием «Ночь — это жизнь».

Защищающий не менее легендарное, чем он сам, заведение Berghain от нежелательных личностей, Марквардт — настоящая знаменитость, а не просто привратник или охранник. Молодежь, стремясь попасть в клуб, изучает многостраничные обсуждения на форумах, статьи с замахом на аналитику и даже мобильные приложения «Как пройти в Berghain?», а на входе с трепетом задает вопрос: «Можно мне пройти в клуб, господин Марквардт?». Сам же фейсконтрольщик, который без татуировок и пирсинга имел бы вполне благообразный вид, постепенно уступает свое место более молодым сменщикам и уже задумывается над тем, сможет ли сам после смерти пройти фейсконтроль.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/x_adrMNLAYY" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>
Фильм представит один из самых опытных фейсконтрольщиков города Алексей Пак, который расскажет о специфике работы в клубной индустрии.

33 слова о дизайне

13 октября, воскресенье
20:00


Фильм представляет собой продолжение ленты «100 лет дизайна», с успехом прошедшей на фестивальных экранах в прошлом году. Однако если в прошлогодней картине речь шла об истории мирового дизайна, то на этот раз создатели фильма решили сосредоточиться на России. Руководители онлайн-школы дизайна Bang Bang Education Наташа Климчук, Тим Черный и Оля Морозова собрали компанию из 33 современных отечественных дизайнеров, в числе которых Артемий Лебедев, Валерий Голыженков, Покрас Лампас, Антон Шнайдер, Денис Башев, Олег Пащенко.
С их помощью создатели фильма пытаются разобраться, что такое русский дизайн, каковы особенности нашего национального восприятия красоты, действительно ли специфически русского подхода к дизайну не существует, или же влияния культуры, истории и окружающей действительности на стиль дизайнера избежать невозможно.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/iudeJyaOxss" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>
После просмотра фильма пройдет дискуссия «Почему дизайн — это искусство?». В обсуждении примут участие сооснователь digital-агенства Red Collar, автор серии лекций о дизайне RDCLR.LIVE и образовательного курса онлайн-университета Skillbox Денис Ломов, выпускница Британской высшей школы дизайна и Школы шрифтового дизайна Тамара Аркатова и Ян Посадский, художник, архитектор, один из основателей мастерской-галереи «Дай Пять».

PJ Harvey:
A Dog Called Money

14 октября, понедельник
19:00


Восьмой альбом Пи Джей Харви «Let England Shake», за который певица во второй раз получила премию Mercury Prize, став таким образом первой в истории двукратной обладательницей этой премии, затрагивает тему современных войн, и, в частности, военного конфликта в Афганистане. Именно с этого альбома началось сотрудничество Пи Джей Харви с военным фотографом Шеймусом Мёрфи, режиссером этого фильма. Впечатлившись работами Шеймуса на выставке «A Darkness Visible» в Лондоне в 2008 году, певица попросила фотографа сделать промо-снимки для оформления «Let England Shake». В результате все закончилось тем, что Мёрфи снял видео для каждого трека на пластинке.

В следующий раз Пи Джей Харви уже лично, но, говорят, инкогнито, сопровождала Шеймуса Мёрфи в поездке по Афганистану, Косово и бедным черным районам Вашингтона. Во время этого непростого путешествия были написаны песни к следующей пластинке певицы «The Hope Six Demolition Project», представляющей собой практически прямой репортаж из горячих точек планеты.

В фильме «A Dog Called Money» задокументирован необычный процесс создания этого альбома от начала до конца. По словам рецензента Hollywood Reporter, эта импрессионистская картина представляет собой сложный гибрид музыкальной документалистики, отчет о путешествии в зону боевых действий и мультимедийный арт-проект.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Od987fEKznw" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>
После показа фильма состоится концерт коллектива импровизационной музыки duso, который будет экспериментировать с музыкальным впечатлением от ленты на глазах у зрителей.

Everybody in the place:
рейв как забастовка
(Everybody in the Place)

15 октября, вторник
19:00


Создатель фильма британец Джереми Деллер в первую очередь известен как художник и куратор выставок, а также как продюсер и режиссер различных проектов — лекций, перформансов. Именно с лекцией он в своем фильме приходит в школу, а тема — едва ли не мечта любого старшеклассника: Деллер рассказывает ученикам о подпольных рейвах, устраивавшихся в Великобритании во второй половине 1980-х, ставит видео и приглашает ребят за диджейский пульт. Этот фильм — в некотором роде продолжение работы, снятой Деллером в 2001 году в сотрудничестве с Майком Фиггисом «Битва при Оргрейве», в которой воссоздаются события 1984−85 годов, а именно столкновения полиции и шахтеров, вызванные тем, что в стране планировалось закрыть около 20 шахт. Так же и в школе: Деллер не просто рассказывает ученикам о возникшем в 1980-е годы эйсид-хаусе, но и рассматривает подпольные вечеринки как часть социальных катаклизмов, происходивших со страной в годы премьерства Маргарет Тэтчер. Он не анализирует кислотную моду эпохи и не перечисляет знаковые треки, но показывает съемки шахтерских забастовок и апеллирует к марксистской теории, транслируя мысль: все, что мы делаем (и поход на рейв не исключение) — это политика.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/-7p5hFZz3xE" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Дух Баухауса (Bauhaus Spirit: 100 Years of Bauhaus)

16 октября, среда
20:00


Фильм представляет собой часть проекта, созданного к 100-летию Баухауса — Высшей школы строительства и художественного конструирования, существовавшей в Германии с 1919 по 1933 год. Художественное объединение, возникшее в его стенах, создало новое направление в архитектуре и заложило основы современного формообразования в дизайне. Представители Баухауса пропагандировали простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности. Учебному заведению на протяжении всей своей недолгой истории пришлось выдерживать нешуточный натиск со стороны консервативного мещанства, сторонников свергнутой монархии, а в последние годы — стремительно набиравших силу национал-социалистов, после победы которых на выборах Баухаус прекратил существование. Фильм режиссеров Нильса Болбринкера и Томаса Тильша — не только экскурс в историю, но и рассказ о том, какое развитие получают идеи Баухауса в сегодняшних реалиях, как и где проявляется дух учебного заведения, которому выпало стать одним из крупнейших явлений в мировой художественной культуре ХХ века.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/70AsPVEPYZM" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>
Официальная вечеринка закрытия фестиваля Beat Weekend пройдет 16 октября в баре «Редакция» (пространство «Пушка»). Начало в 22:00. На один вечер здесь попытаются воссоздать атмосферу легендарной «Студии 54», осмыслив ее в современном ключе. В программе тематическая музыка, дресс-код в стиле
1980-х и пластический перформанс.


Кирилл Радин
Роман Дранников
01.10.2019