«Дождливый день
в Нью-Йорке»: домой
из Парижа и Рима

Наша рецензия на новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке».


Чего не хватает «Полночи в Париже» и «Римским приключениям»? Конечно, «Дождливого дня в Нью-Йорке». Новый фильм Вуди Аллена добрался до нас не сразу, ведь из-за очередной волны обвинений режиссера в сексуальных домогательствах премьеру отложили, и лишь после долгих судов кино добралось до европейского проката (в кинотеатрах Америки его так и не увидят).

У Вуди Аллена давно есть отработанная схема: рефлексирующий главный герой-интеллектуал, его возлюбленная, которая в итоге окажется не той, которая ему нужна (и это даже не спойлер, а закономерность), кучка глупых обывателей, довольствующихся материальными благами и не замечающих красоты и романтики вокруг. Добавьте сюда любой туристический город, и вот вам площадка для нового фильма. Но в этом шаблоне нет ничего плохого, ведь истории всегда разные, а добрая алленовская ирония — именно то, за что мы любим фильмы режиссера.


Главный герой Гэтсби Уэллс (Тимоти Шаламе) собирается в Нью-Йорк на выходные вместе со своей подружкой Эшли Энрайт (Эль Фаннинг). У них большие планы — погулять по романтичным местам города, поужинать в дорогом ресторане, послушать джаз и фортепиано, отдохнуть в пятизвездочном отеле. Но все это лишь после того, как Эшли возьмет интервью у известного режиссера Роланда Полларда (Лив Шрайбер), что девушке поручено сделать для студенческой газеты. В итоге все идет не по плану: Эшли пропадает на целый день, то помогая режиссеру справиться с творческим кризисом, а сценаристу (Джуд Лоу) с изменой жены, то флиртуя с известным актером (Диего Луна).


Интеллектуал Гэтсби любит гулять под дождем (да здравствует «Полночь в Париже»), знает множество романтичных мест Нью-Йорка, прекрасно поет, аккомпанируя себе на рояле, в то время как его подружка рада лишь встрече со звездами и готова изменить возлюбленному с любым из них (а это точно не «Римские приключения»?). Режиссер традиционно намекает на то, что у героев разные ценности, да и вообще разный внутренний мир, и к концу фильма они сами начинают это понимать. Конечно, для такого романтика, как Гэтсби, во вселенной Вуди Аллена всегда найдется пара, например, Шеннон (Селена Гомес), вредная младшая сестра бывшей пассии, которая успела подрасти. Она одна из немногих способна оценить прогулки под дождем, встречи у часов в парке, как в старых фильмах, и прочую романтику, свойственную Гэтсби.


«Дождливый день в Нью-Йорке» — доброе кино, которое соединяет в себе лучшие черты тех самых романтических комедий середины XX века и фильмов Вуди Аллена. Да, мы заранее знаем, как все обернется, предвидим хеппи-энд, но при этом с удовольствием наблюдаем за происходящим, смеемся над глупостью и наивностью некоторых героев, в некоторых узнаем себя и выходим из кинотеатра с улыбкой. В этом и была прелесть кино прошлого века — светлого, немного наивного и наполненного чистой любовью.

Черты Вуди Аллена здесь чуть ли не в каждом герое: он и Гэтсби, которого удручает, как ограниченно большинство людей воспринимает мир, и сценарист, эмоционально реагирующий на измену жены в свойственной всем героям режиссера манере, а может, и Роланд Поллард, которому не нравятся собственные фильмы, кто знает?


Для Гэтсби Нью-Йорк, одновременно хмурый и залитый солнцем, в первую очередь не место, куда он приехал на выходные, а дом, в котором он неизбежно останется. И волей-неволей у зрителей возникают ассоциации не с путешествиями, как раньше, а с возвращением в родной город.

«Дождливый день в Нью-Йорке» — добрая история с известной еще со времен «Энни Холл» моралью: если ты видишь больше, чем все остальные, то и жить в этом мире тебе будет тяжелее. Можно по-разному относиться к личности режиссера, но скорее всего его новый фильм не понравится только тем, кто, выходя из кинотеатра, не прогуляется под дождем, а обязательно спрячется от него в транспорте.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/tKNK-dbe0Wg" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Елизавета Травка
29.10.2019