Фестиваль инди-музыки «Утренник»:
демократия, как она есть

В минувшую субботу, 7 сентября, в Воронеже прошел фестиваль отечественной инди-музыки «Утренник». Рассказываем, как это было.


Кажется, фестиваль независимой музыки такого масштаба случается в Воронеже впервые: лайн-ап у «Утренника» действительно вышел внушительный, особенно учитывая, что это дебют для мероприятия. Судите сами, на двух сценах фестиваля в прошедшую субботу отыграли: проект Феликса Бондарева RSAC, выстреливший в этом году стопроцентным инди-хитом «NBA», авторы хита «Татарин» дуэт «АИГЕЛ», трио «Хадн дадн», последний лонгплей которого «Ляоакын» уже попал во всевозможные списки лучшего отечественного за этот год, группа «Ада», чей третий альбом «Прекрасна ты, жизнь» был расхвален «Медузой» и «Кольтой», и девичий инди-поп-дуэт «Комсомольск», успешно засветившийся и на «Пикнике „Афиши“», и на «Вечернем Урганте».


«Хадн дадн»

Помимо этого на фестивале выступили представители воронежской инди-сцены: гаражные рокеры Easy Riders, которые с некоторых пор сотрудничают с лейблом Ionoff Music, совместный проект фронтмена группы The Sheepray Никиты Бондаренко и актрисы Воронежского Камерного театра Яны Кузиной «КУЗИНА», дэнс-рокеры «Барон», арт-рокеры «Другое дело» во главе с Ярославом Борисовым, ныне квартирующим в США, и группа «Головогрудь».


«КУЗИНА»

В первую очередь стоит отметить, что «Утренник» получился действительно музыкальным фестивалем. Было очевидно, что большинство зрителей пришли послушать музыку, а не случайно заскочили на волне хайпа постоять в очереди за бургером с мраморной говядиной и сфоткаться на фоне яркого стрит-арта для инстаграма. Подобные мероприятия уже давно грешат большим количеством отвлекающих моментов, и порой кажется, что музыка на них, наоборот, стала фоном для каких-то других активностей.


«Барон»


На «Утреннике» же маркет был представлен несколькими точками с комиксами, одеждой и советским винтажом, и порой продавцов было даже жалко — настолько они были обделены вниманием публики, с головой погруженной в музыку. Люди, пришедшие на фестиваль, явно понимали, зачем они здесь, и, практически не сговариваясь, в определенные моменты дружно перемещались между двумя равноинтересными сценами.


«Ада»

На фестивале действительно было кого послушать. И если в самом начале синти-поп-дуэт «КУЗИНА», открывавший выступления на малой сцене, и гаражные рокеры Easy Riders, разогревавшие главную сцену, выступили четко друг за другом, то дальше приходилось выбирать. Порой выбор был очевиден: любишь дэнс-рок, как будто на дворе до сих пор 2006-й, — идешь на выступление «Барона», хочешь ответа на вопрос, что было бы, появись группа The Cure в Тамбове в 2010-х, — остаешься поближе к бару и наслаждаешься выступлением группы «Ада», которую хочется назвать главным открытием фестиваля.


«Другое дело»


Но чем дальше фестиваль набирал обороты, тем сложнее было сделать выбор. Порой приходилось метаться между сценами и принимать, прямо скажем, непростые решения. Что лучше — дослушать «Аду» или все-таки рвануть поддержать воронежцев из «Другого дела», чьи выступления теперь стали довольно редкими из-за того, что фронтмен группы Ярослав Борисов живет в США? Поддержки у «Другого дела», кстати, как раз было в избытке, и, возможно, именно благодаря активным фанатам у сцены выступление группы стало одним из самых ярких за весь фестиваль. Атмосфера на «Утреннике», надо сказать, была настолько дружелюбной и демократичной, что в толпе запросто можно было подойти к уже выступившей группе «Хадн дадн» и выразить свое восхищение, или даже обнять барабанщицу группы «Ада».


«Комсомольск»

Ближе к вечеру выбирать стало еще труднее: на малой сцене девушки из «Комсомольска» традиционно в ярких париках дружно распевали о том, что «я тут что-то нажала, и все исчезло», а на главной, выкрутив все ручки на максимум, зажигал проект RSAC и его идеолог Феликс Бондарев с олдовой гитарой наперевес. У RSAC, конечно, толпа собралась несравненно больше: вероятно, сказывается народный успех R’n’B-хита «NBA».


«АИГЕЛ»

В общем, демократия, как она есть, если, конечно, не брать в расчет появление полиции под занавес фестиваля. Приехав по зову разволновавшихся жителей близлежащих домов, служители закона не дали доиграть свой сет хедлайнерам фестиваля — дуэту «Аигел». Вообще, появление стражей порядка на подобного рода мероприятиях стало в последнее время какой-то недоброй традицией, так что в этом плане первый воронежский фестиваль инди-музыки тоже в тренде. Хочется, надеяться, что «Утренник» — это все-таки история с продолжением, и в 2020-м мы все снова соберемся послушать качественную интересную музыку в каком-то более подходящем месте. Может быть, даже на каких-то зеленых лужайках, где «Утренник» будет больше походить на условный «Пикник „Афиши“», а не, скажем, на фестиваль «Боль».



Роман Дранников
Фото: Александра Пантак, Евгения Небольсина, Дарья Кобзаренко
10.09.2019