Анатолий Белый: «Русский герой не спасает мир, он меняет мир вокруг себя»

29 апреля в кинотеатре «Спартак» состоялся предпремьерный показ фильма режиссера Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие…». Один из актеров, снявшихся в картине, Анатолий Белый побеседовал с воронежскими журналистами.


29 апреля 2015 года в кинотеатре «Спартак» состоялся предпремьерный показ фильма режиссера Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие». 40 с лишним лет назад увидела свет первая экранизация произведения Бориса Васильева о том, как пять юных зенитчиц и старшина Васков отважно боролись за честь своей Родины. Тогда фильм произвел неизгладимое впечатление на зрителя: он увидел войну с другой стороны, увидел, как пять хрупких девушек принимают на себя ее удар, но даже под угрозой смерти остаются честными и не теряют собственного достоинства.

Сегодня, когда большинство людей знает о войне лишь по рассказам дедов и прадедов, на свет появилась картина о событиях прошлого. В фильме чувствуется искренность и простота, она вызывает живые эмоции и наводит на мысли о том, что из маленьких подвигов состоит Великая победа.

В Воронеже картину «А зори здесь тихие…» представил актер театра и кино Анатолий Белый, сыгравший в ней одну из ролей. Корреспондент «Афиши+» посетила пресс-конференцию, где Анатолий рассказал журналистам о процессе съемок фильма, а также поделился собственным мнением о тенденциях в мировом кино.


- Вам нравилось сниматься в этом фильме, несмотря на то, что вам досталась такая маленькая роль?

- Как говорится, нет маленьких ролей. Я с удовольствием согласился сыграть в этой картине прежде всего потому, что это наш фильм о Великой войне. Его снимали люди с целью не заработать денег, а в очередной раз напомнить зрителю о Великой победе современным киноязыком. Я считаю, что каждое новое поколение должно переосмысливать Великую войну и показывать свое видение прошлых событий. «А зори здесь тихие…» - очередное переосмысление, и для меня было честью участвовать в нем, какая бы роль у меня ни была.

- Вы плакали, когда смотрели этот фильм? Насколько вы сентиментальный человек?

- Не плакал, но ком в горле стоял. Это настолько пронзительная и трогательная история, что должна задеть любого человека.

- Все мы помним первую экранизацию этой повести, режиссером которой стал Ростоцкий. Не страшно, что зритель начнет сравнивать старый и новый фильмы?

- На съемках мы разговаривали об этом с Ренатом Давлетьяровым. Он сказал, что не стоит ориентироваться на тот фильм, ведь тогда было другое время. История выглядела более камерной, на передний план выступала душа человека. Сегодня появилась возможность снимать другое кино - с более ярким видеорядом, визуальными эффектами: появились танки, сражения, аэросъемки. В то же время в фильме осталось самое главное - лирическая линия. Что касается опасений насчет того, что «вдруг получится хуже», в самом начале работы Рената действительно критиковали за то, что он взялся за режиссуру, хотя до этого был известен как продюсер и директор Московского кинофестиваля. Однако прежде чем так говорить, нужно знать человека. Ренат очень чутко и бережно относится к тому, что делает, и чувствует, как создавать живое кино.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/U_vb2dpU2no?showinfo=0" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>
Трейлер фильма «А зори здесь тихие…»


- Кристина Асмус читала фронтовые письма, чтобы прочувствовать свою роль. А как вы готовились к съемкам?

- Мне нечасто приходилось сниматься в военных фильмах, но такие моменты были. Я могу глубоко проникнуться этой темой за чтением стихов или беседой с журналистами. Также я часто вспоминаю фильм «Обыкновенный фашизм» - при его просмотре тебя будто выворачивает наизнанку. Но главная подготовка - воспоминания моих дедов о войне. Я помню выражения их лиц, когда они вспоминали те события.

- Если бы вам пришлось оставить актерскую деятельность, чем бы вы занялись?

- Преподаванием. Я умею это делать, потому что это династийное: мои мама, бабушка, тетя - учителя. Мне уже случалось вести открытые уроки в школе-студии МХАТ для американских студентов.

- Какие бы советы вы дали начинающим актерам? Например, Охлобыстин сказал своей дочке, что она может поступать в театральное, если будет одинаково комфортно чувствовать себя как играя синьора Помидора в ТЮЗе, так и спускаясь по красной ковровой дорожке.

- Не буду оспаривать мнение Охлобыстина, но все же думаю, что в таком подходе есть определенная доля лукавства. Работа актера так или иначе предполагает известность, и люди не тщеславные - в хорошем смысле этого слова - в этой профессии быстро могут сломаться. Я не отрицаю, что есть те, кто просто любят театр и кино и берутся за самые маленькие роли, но я не встречал их на своем пути. И даже если актеру не удается стать популярным, в его душе остается осадок. Играть синьора Помидора или Гриба в четвертом ряду и идти по красной дорожке - это разные вещи. Когда я еще сам был студентом, у меня была одна мечта - стать хорошим артистом. Я ориентировался на наших легендарных советских актеров - Янковского, Смоктуновского, Миронова. Глядя на них, я понимал, что хочу так же. А слово «популярность» мне вообще не нравится, лучше - «признание», «народная любовь».

- В чем выражается народная любовь? Вас узнают на улице?

- Иногда. Когда фильм со мной выходит на экран - узнают, а как только фильм снимают с проката - перестают узнавать.


- Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?

- Я не против и готов направлять, если они изъявят желание. Но навязывать идею стать актерами или продвигать их я не буду, конечно. В нашей профессии и так много лишних людей, и мои дети должны сами пройти естественный отбор и доказать, что они имеют право здесь существовать. Я сам при поступлении видел, как отсекают талантливых людей, Щепкинское училище не могло вместить всех.

- Сегодня переснимают многие хорошие советские истории, создают продукты, которые будут более понятны для молодежи. За счет чего еще можно удерживать внимание молодых людей к отечественным фильмам?

- Нужно устранять эту проблему на более глубоком уровне, так как кинематограф - очень узкая стезя для того, чтобы воспитывать молодое поколение. Обязательно должны выходить разноплановые фильмы о войне - такие, как «Пять невест» и «Сталинград», «Мы из будущего» и «Битва за Севастополь». Их должно быть много, чтобы был выбор. Ведь взгляд на войну с годами меняется, и каждое поколение должно показывать свое видение прошлых событий.

- Как вы считаете, ремейки советского кино достигают своей главной цели - привлечению внимания к культуре того времени? Или эффективнее снимать новое кино с не менее глубоким смыслом и затрагивать те проблемы, которые наиболее актуальны именно сегодня?

- Важно делать хорошие продукты в разных проявлениях. Любое кино имеет право на существование, если в нем есть за что переживать, к чему подключаться духовно. Когда же фильм - совокупность красивых картинок, оно не имеет смысла.


- Про кого из современных деятелей искусства можно сказать, что он опередил время?

- В американском кино есть люди, которые идут впереди своего времени, потому что индустрия в Америке настроена идти вперед. Помню, как я испытал яркие эмоции при просмотре «Аватара». Я понимаю, что в этом фильме прослеживаются простые, а местами даже банальные мысли, но по подаче он шагнул лет на десять вперед! Люди, которые работали над созданием «Аватара» опередили свое время и по технологиям, и по подаче материала. Также могу выделить фильм «Интерстеллар», который снова доказал, что современное кино движется вперед. Меняется картина мира, люди думают о будущем и воплощают свои представления на экран. А главное - они делают это качественно.

- В американском кино часто воспевают супергероев. Как вы считаете, в нашей стране нужно придумывать таких героев?

- Культура и менталитет Америки существенно отличаются от наших. Эти люди некогда прибыли на другой материк, боролись за него, поэтому стремление к лидерству у них в крови. Даже их развлечения это доказывают - взять, к примеру, оседлание быка. В России же свои герои, они совершенно другие, и это несоответствие особенно видно в искусстве. Мы часто пытаемся снять кальку с американских фильмов и, помимо прочего, копируем их героев. Однако такой прием не работает, в такого героя никто не верит. А все потому, что русским людям близок не супермен, а простой человек с богатой душой. Потому что супермен - это что? Где его найти? Его просто не существует, а человек-герой существует, но он более тихий, сокровенный, и свой героизм он проявляет в простых поступках. Почему фильм «Географ глобус пропил» произвел такое впечатление на русского человека? Главный герой - простой мужик, который вроде бы ничего не делает, но в то же время меняет мир вокруг себя. Да, он пьяненький, нуждается в женской заботе и любви, но он с огромной душевной силой, которую не видно с первого взгляда. Вот какой он - наш герой. Не снаружи, а внутри.


- Какие роли из тех, которые вам довелось сыграть в театре и кино, больше всего вам запомнились? Какую роль вы хотели бы добавить в свой послужной список?

- В театре их было намного больше, чем в кино. Так счастливо сложилось, что практически все театральные роли, за исключением ранних ролей без имен, мне доставляли удовольствие. Не было таких, на которые я шел, как на голгофу. Единственное, я не стал бы играть в пьесах Островского. Его язык, герои, купеческая Москва, бытовизм, схематичные сценарии - все это не мое, я не могу прочувствовать его пьес. Очень люблю играть героев Шекспира, а в будущем хотелось бы соприкоснуться с театром абсурда. В кино история другая. Я не скрываю, что там было много проходных ролей, балласта. Но есть картины, которые мне особенно близки - «Братья Карамазовы», «Кто я?», «Долина Роз», «Орлова и Александров». На данном этапе моей жизни я чувствую, что готов сыграть взрослых героев Чехова. Я очень его люблю, и сейчас у меня есть роль в спектакле «Дуэль», где я играю Лаевского - тридцатилетнего молодого человека. Но есть мечта сыграть что-нибудь из позднего Чехова, и я надеюсь, что скоро она исполнится.

- На какими проектами вы работаете сейчас?

- Сейчас я работаю над созданием программ, где читаю стихи со сцены. 24 апреля в Московском планетарии состоялась премьера спектакля «Маленький принц» под музыку Рахманинова, где я принял участие. Также я планирую организовать спектакль в Новосибирской филармонии по программе «Послушайте», которая была снята на телеканале «Культура» два года назад. На эту программу приглашают актеров, которые читают произведения своих любимых поэтов. Тогда я сравнивал, как относятся поэты разных времен к одному и тому понятию, например, к понятию «город Петербург». В качестве представителей начала, середины и конца ХХ века я выбрал Мандельштама, Пастернака и Бродского соответственно. И по мере анализа выяснилось, что город Петербург предстает у всех разным, он меняется со временем, с течением жизни.



Людмила Волкова
Фотографии Евгении Небольсиной
05.05.2015