Камерный затанцевал! Первый спектакль танцевальной труппы театра

В первый день весны состоялось эпохальное для Воронежа событие: был впервые показан первый спектакль танцевальной труппы Камерного театра.


1 марта произошло эпохальное для Воронежа событие: состоялся первый показ первой постановки танцевальной труппы Камерного театра. Спектакль «Apples&Pies. Ностальгия» состоит из двух частей: в основе первой - рассказ Ивана Бунина «Антоновские яблоки», вторая построена на пародии «Пироги с груздями», в которой Александр Куприн едко посмеивается как раз над «Антоновскими яблоками».

Постановку первой части осуществила Софья Гайдукова, внучка знаменитой балерины Софьи Головкиной. При всей своей молодости она уже довольно именитый хореограф, преподает хореографию на режиссерском факультете ГИТИСа, несколько лет танцевала в театре «Балет Москва», ставила там спектакли, два из которых претендовали на «Золотую маску». Автор музыки - Алексей Айги, композитор, весьма ярко проявивший себя в кино. Его музыка, в частности, звучит в фильмах «Страна глухих», «Ретро втроем», «Мой сводный брат Франкенштейн», в сериалах «Каменская» и «Доктор Тырса».


Софья Гайдукова и Константин Матулевский

Вторую часть ставил Константин Матулевский. Как и Софья Гайдукова, он был артистом театра «Балет Москва», а до того танцевал в Театре балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Сегодня он трудится в московском Электротеатре «Станиславский», в котором уже осуществил несколько постановок. Их с Софьей Гайдуковой сотрудничество длится уже несколько лет. Помимо театральных работ они принимают участие в телевизионных танцевальных проектах. Музыку ко второй части спектакля «Apples&Pies. Ностальгия» написал Дмитрий Курляндский, известный не только как композитор, но и как организатор музыкально-образовательных мероприятий, создатель первого в России периодического издания о современной музыке.

И вот, все эти люди присутствовали на пресс-конференции, посвященной премьере, в Камерном. Несерьезные, прямо скажем, люди (но все очень обаятельные!). Добрую половину пресс-конференции прошутили да прохихикали, а на вопрос, почему поставленный в русском городе спектакль, основанный на произведениях русских писателей, называется по-английски, по сути и не ответили, сославшись на некую не то «игру шрифтов», не то «игру слов». Наиболее успешная попытка ответа на этот вопрос удалась Дмитрию Курляндскому, который, поигрывая бутылкой с минералкой, сказал: «Мне кажется, „Apples&Pies“ в Воронеже по той же причине, что и „Bon Aqua“». Интернациональность, значит, стирание границ? Ну, что ж, ждем от танцевальной труппы Камерного выхода на мировую арену. Иначе этот ответ так и останется непонятным.


Дмитрий Курляндский и Алексей Айги

О юмористах зачастую говорят, что вне своей профессиональной деятельности они серьезны до занудства: невозможно шутить беспрерывно, человеку нужен баланс. У наших героев обратная ситуация: за пределами сцены они шутят, но то, что делается ими в профессиональной сфере - максимально серьезно. Первая часть спектакля «Apples&Pies. Ностальгия» - яркое зрелище с сентиментальным отступлением о том, «как молоды мы были» в середине и жизнеутверждающим сельским рейвом в финале. От второй части хотелось ждать еще большего веселья, присутствующего в пародии Куприна: «Все в мире загадочно. Я гляжу на свой палец, и мистический ужас овладевает мной!»…

Но от шуток Куприна во второй части спектакля присутствуют разве что рожки да ножки. Ирония? Возможно, она где-то и есть, но кем должен быть зритель, чтобы ее прочитать? Вторая часть - дико мрачная, экспериментальная, наполненная жутким глитчевым эмбиентом, каждый звук которого болью отзывается в телах танцоров - выжимает из зрителя все соки. Самые мрачные моменты творчества Трента Резнора, кульминационные сцены «Космической одиссеи» Кубрика и та самая восьмая серия нового «Твин Пикса» про ядерный взрыв - такие ассоциации возникают при ее просмотре. Столь мощной экспериментальной постановки воронежская театральная сцена, кажется, еще не видела. Нельзя не отметить работу художника по свету Ивана Виноградова, потому что свет - отдельный персонаж спектакля, трудно преувеличить его роль в создании атмосферы в обеих частях.


В ближайшее время танцевальная труппа принимается за новую работу. Следующий танцевальный спектакль поставит хореограф Мариинского театра Ольга Васильева. Новому коллективу поставлена цель как можно быстрее наработать полноценный репертуар, чтобы шесть-восемь вечеров в месяц Камерный мог отдать танцевальным спектаклям.



Кирилл Радин и Роман Дранников
Фотографии предоставлены Камерным театром
02.03.2018