«La Verità»:
полеты во сне и наяву
6 и 7 июня на Платоновском фестивале трижды было показано знаменитое шоу Даниэле Финци Паска «La Verita».
Спектакли всемирно известного швейцарского клоуна, режиссера и хореографа Даниэле Финци Паски уже приезжали в наш город. Так, в 2010 году Воронеж первым из российских городов увидел «Донку», феерическую фантазию по мотивам записных книжек и произведений Чехова, а спустя 6 лет на Платоновском фестивале был показан камерный спектакль «Белое на белом». В этом году при поддержке Швейцарского совета по культуре в Москве «Про Гельвеция» команде фестиваля удалось привезти масштабное шоу «La Verita», которое за пять лет объехало полмира и было показано примерно 400 раз.
По словам Петра Епифанова, переводчика книги о режиссере, которая была презентована на фестивале, «Театр ласки» Даниэле Финци Паски подобно древнему ритуалу стремится глубоко проникнуть в существо человека сквозь все накопления его жизни - фобии, ментальные установки, все то, что держит его в плену привычек, что мешает выбрать новый путь, что мешает любить. Это театр целительский, окутывающий зрителя заботой, энергией сочувствия, рассказывающий «истории, которые не умеют ни на что отвечать, а просто обнимают и заставляют улыбнуться».
«Часто бывает, что я не хочу рассказать историю, а в большей степени стремлюсь воссоздать внутренний мир, составленный из образов, накладывающихся один на другой, как в сновидениях. Беру какие-то маленькие случаи, фрагменты, раскрываю ощущения, которые помогают мне путешествовать по воссозданному воспоминанию. Мы смещаем устоявшиеся равновесия, изменяем размеры, подчеркиваем детали, выводим на сцену под искусственный свет определенную историю и, танцуя, представляем ее зрителю; затем берем зрителя в свои объятия и приглашаем танцевать». (Даниэле Финци Паска, диалоги из книги Факундо Понсе де Леона «Даниэле Финци Паска. Театр ласки»).
Эстетика театра Финци Паски имеет глубокие гуманистические корни и сформирована самой жизнью. В начале 1980-х 17-летний Даниэле (в 6-летнем возрасте выбравший себе путь сначала акробата, а затем - клоуна) отправился с монахом-миссионером в индийскую Калькутту, в буквальном смысле загнивавшую в тот момент от болезней, голода и перенаселения. Он разыскивал по лабиринтам трущоб больных, в нечеловеческих условиях ухаживал за умирающими, провожая их в последний путь. Один из таких изуродованных болезнью юноша по имени Сунил навсегда оставил след в сердце Даниэле. Первая компания, основанная Финци Паской будет носить его имя - «Театр Сунил».
«До отъезда в Индию я составил себе определенное представление о клоунаде, а когда прибыл туда, подумал, что моя помощь здесь - в том, чтобы смешить. Но потом понял, что они не нуждаются в том, чтобы их развлекали. Нет, здесь была нужда в любви; они были в одном шаге от смерти… Лучше было что-то петь, говорить и делать что-то ласковое, просто находиться рядом. Маленькие проявления заботы, чтобы они чувствовали, что когда они готовятся уйти, их провожают… Вместо смеха они нуждались в нежности, в эмпатии. В Индии я полностью изменил свои взгляды на искусство клоуна. С этого момента я пытаюсь танцевать с публикой, массажировать ее историями, стараясь наполнять - понемногу, маленькими сюрпризами - пустое пространство, сформированное в них одиночеством. Мои клоуны - эмпатики, не комики».
В очередной раз почувствовать (или впервые ощутить) эту эмпатическую энергию спектаклей Финци Паски воронежский зритель смог при просмотре акробатической поэмы-сновидения «La Verita». Это шоу появилось на заказ (исключительный случай в творческой биографии режиссера, который ставит спектакли по своим сценариям) после того как в 2009 году на складе декораций нью-йоркской Метрополитен-опера нашли задний фоновый занавес, созданный Сальвадором Дали полвека назад для балета Леонида Мясина «Безумный Тристан».
Погрузившись во вселенную Дали, Финци Паска вынырнул из нее и соткал свою сюрреалистическую фантасмагорию, в которой его личные воспоминания, мечты и размышления о жизни неразрывно сплелись с образами великого художника. Примечательно, что первые три года в спектакле использовался оригинальный занавес Дали (хотя мало кто в это верил), позже замененный на копию.
Клоунада на авансцене (и, прежде всего, это блестящая работа актеров Роландо Тарквини и Беатрис Саяд) чередуется с невероятно красивыми завораживающими номерами воздушной акробатики, танцами с хулахупами и палками, жонглированием кольцами, диаболо, мячами. Действо сопровождают песни под живой аккомпанемент (сюрреалистическое фортепиано, кахоны, гитара, скрипка, и даже бокалы с водой, на которых мультиинструменталистка Андреа-Анн Жинра-Рой волшебно исполнила «Танец феи Драже» Чайковского).
Нелепые артисты кабаре в перьях, демонические циркачи в балетных пачках и масках Дали, антропоморфные существа с гигантскими носорожьими головами, одинокая «Она» - ростовая марионетка, ищущая своего возлюбленного в лесу гигантских одуванчиков, возлюбленные, парящие на фантастических подвесных конструкциях - сновидения Паски населены причудливыми персонажами и изобилуют образами из произведений Дали.
Костыли, коррида, одуванчики, носороги - все эти символы зритель считает без труда. Как известно, Дали считал рог носорога самой совершенной формой в природе, которую видел во многих окружавших его вещах и много раз воспроизводил ее в своих работах. А однажды в поисках новых способов эпатажа художник чуть не погиб, едва не задохнувшись в скафандре, который надел на пресс-конференцию в Лондоне, анонсируя этим жестом выставку сюрреалистов - одна из сценок рассказывает зрителям об этом эпизоде.
«В постановке, помимо очевидного главного элемента - занавеса, рассыпаны знаки, которые указывают на образы из творчества Дали, а его моменты биографии разыгрываются клоунами в маленьких анекдотах-зарисовках на авансцене, - рассказал на предварявшей показы пресс-конференции актер Роландо Тарквини. - Но спектакль не посвящен жизни Дали, фигура художника и его творчество послужили вдохновением, импульсом к созданию спектакля».
После каждого номера-сновидения клоуны «пробуждают» зрителя, возвращая в абсурдную реальность, где правит интонация, пластика, жест…
Отдельных восхищений заслуживают акробаты спектакля, проделывающие невероятные трюки на причудливых конструкциях - на воздушном кольце в форме глаза, на гнутых крутящихся лестницах в виде ДНК и многом другом.
«Акробатика есть ответ человека ангельским воинствам богов. У богов есть ангелы, которые спускаются с неба, принося людям вести; у нас есть акробаты, которые возносятся до определенной точки неба, и, чтобы достигнуть ее, борются с законами физики, бросая вызов страху. Цирк - сгусток элементов мифического и в то же время отображение весьма древних представлений. Акробатический жест есть наш способ понимания законов реальности и борьбы с ними. Мы исходим из сознания того, что тело привязано к полу, но понемногу начинаем вытанцовывать движения, которые позволяют нам летать». (Даниэле Финци Паска, диалоги из книги Факундо Понсе де Леона «Даниэле Финци Паска. Театр ласки»).
Позволить себе летать - во сне и наяву, в мечтах, во снах, «расходовать свою душу» на сочувствие, сопереживание другому, искать глубоко внутри себя свою правду - похоже, магический театр Даниэле Финци Паски нежно и ласково шепчет нам именно об этом.
Дарья Кобзаренко
Фотографии Алёны Булавиновой и Андрея Парфёнова







