«Автобиография»:
движение — жизнь

VIII Платоновский фестиваль закрыли показом балета «Автобиография», новой работы Уэйна МакГрегора, человека, который заставил танцевать Тома Йорка.


Помните, пару лет назад все мы дружно восхищались видео The Chemical Brothers «Wide Open», а еще раньше - танцующим Томом Йорком в клипах Radiohead «Lotus» и «Atoms For Peace» «Ingenue»? Вряд ли тогда мы могли себе представить, что новый балет Уэйна МакГрегора, чья работа хореографа стоит за всеми этими проектами, будет показан в Воронеже. Причем, спустя чуть больше полугода после его премьеры в знаменитом лондонском театре «Сэдлерс-Уэллс»!

Но это случилось. Постановка именитого хореографа «Автобиография» была показана на закрытии VIII Платоновского фестиваля, который, в свою очередь, случился благодаря упорству его худрука Михаила Бычкова. Случился - как оказалось - несмотря на все препятствия, чинимые дирекции фестиваля со стороны областного департамента культуры.

«Мы готовили фестиваль в условиях сильнейшего давления и при попытках всевозможного вмешательства в его подготовку, включая программирование, - заявил на завершающей пресс-конференции худрук фестиваля, - Это, казалось бы, ушедшее в прошлое и запрещенное сегодня законом желание чиновников вмешиваться в содержание, в творческие вопросы, оно, оказывается, живо, оно свербит. И это выглядит очень смешно, нелепо и недостойно ни такого региона, как Воронежская область, ни такого фестиваля, как Платоновский. Вообще работать в атмосфере недоброжелательности, недоверия, высокомерия руководства департамента по отношению к людям культуры, руководителям учреждений, это очень неприятно. И я не понимаю, для чего это нужно терпеть. <…> Вся деятельность департамента сегодня сводится к тому, чтобы выполнить протокольное поручение и заслужить поощрение руководства. сейчас это такая инстанция с двумя ликами - с одной стороны, подобострастного чиновничества, с другой - надменного начальствования над всеми нижестоящими. Это недопустимо. <…> Платоновский фестиваль уже не будет таким, каким он был все эти годы. Организационно в складывающихся условиях делать фестиваль руками дирекции как автономного учреждения культуры больше невозможно".

В свете этих тревожных новостей относительно будущего Платоновфеста второй показ спектакля «Автобиография» экспериментатора МакГрегора заставил многих зрителей задаться вопросом, смогут ли они увидеть в Воронеже столь же адекватное современному мировому контексту культуры живое пульсирующее искусство в следующем году.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/KD0xSYcizwE?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>

Уэйн МакГрегор для мира современного танца сегодня - как Том Йорк для мира музыкального. Его называют главным хореографом современности. Являясь резидентом Королевского балета «Ковент-Гарден» и «Сэдлерс-Уэллс», он создает постановки и для репертуаров мировых балетных трупп за пределами Великобритании - Парижской оперы, Нью-Йорк Сити Балета, Большого театра, Датского королевского балета, Балета Сан-Франциско и других. Работает в драматическом театре, кино (помните удивительную пластику главного героя в фильме «Фантастические твари, и где они обитают»?), делает совместные проекты с известными художниками и дизайнерами, музыкантами и композиторами - Джоном Хопкинсом и Джоби Тэлботом, Максом Рихтером и Олафуром Элиассоном, Jamie xx и Radiohead… этот список можно продолжать долго.

«Не то чтобы я как-то специально стараюсь быть современным, - четыре года назад говорил МакГрегор в петербургском Смольном институте свободных искусств и наук на встрече со студентами. - Я просто по определению не могу быть другим: я живу в начале XXI века, мне интересно делать искусство про сегодняшний день, про современное состояние мира, пытаясь исследовать его всеми доступными средствами — не только из арсенала искусства, но и с помощью инструментария современной науки».

Вдохновившись тем, что каждая клетка в организме человека содержит биохимическую «программу» или «сценарий» его жизни, МакГрегор начал «строить» свою «Автобиографию» именно на научном фундаменте: привлек генетиков, которые расшифровали полную последовательность его генома. Затем эта последовательность была преобразована в компьютерный алгоритм, определяющий выборку двадцати трех танцевальных номеров. Число 23 здесь не случайно - человеческий геном состоит из 23 пар хромосом. Примечательно, что для каждого показа выборка номеров разная - таким образом зритель никогда не увидит одну и ту же «Автобиографию». Для Воронежа выпала следующая последовательность: 1 - «Аватар», 3 - «(Не)равновесие», 7 - «Следы», 21 - «Помни», 12 - «Три сцены», 19 - «Старение», 13 - «Не я», 11 - «Природа», 14 - «Сияющий», 4 - «Знание», 23 - «Выбор».


«Умопомрачительная смесь науки и магии» - так описывает последнюю работу МакГрегора The Guardian. На протяжении всего просмотра спектакля не покидает ощущение, что ты находишься в неком футуристическом сне: безо всяких навороченных эффектов нам показывают высокотехнологичное будущее, в котором человеческое тело выходит на гораздо более высокий, если не сказать запредельный, уровень развития.

«Я одержим техникой тела, - рассказывал хореограф на конференции TED. - Мне кажется, это наиболее технологически грамотная вещь, которая у нас есть. Я абсолютно одержим поиском пути для передачи мыслей через тело к зрителям.
<…> Хореография для меня - это значительный процесс телесного осмысления».

То, что делают танцоры труппы МакГрегора в спектакле, вызывает искреннее восхищение, от их невероятно гибких тел сложно оторвать взгляд. Мы видим соло, дуэты, трио… Все десять танцоров находятся в беспрерывном взаимодействии друг с другом, сходясь и расходясь, исчезая из поля зрения и снова появляясь. В какие-то моменты все танцуют на сцене одновременно, у каждого своя собственная партия, и глаз начинает метаться в попытке задержаться на ком-то, но не может - все одинаково вызывают восторг.

Дизайн декораций (Бен Каллен Уилльямс) и светопартитура (Люси Картер) в «Автобиографии» идеально работают друг на друга. Черный кабинет, сверху на штанкетах - ряды железных конструкций, напоминающих перевернутые четырехгранные пирамиды, и узкие отрезки линейных прожекторов. На протяжении действия ряды этих навесных конструкций меняли рельеф - разъезжались, двигались из стороны в сторону, опускались низко к полу. Свет появлялся неожиданно из разных углов - и с боковых открытых кулис, и с задника, в том числе направлялся в зал, купая зрителей в световых волнах.


Отдельных комплиментов заслуживает музыкальное сопровождение спектакля, в котором есть и техно, и эмбиент, и барочные вкрапления, и гулкая эхо-гитара, и звуки птиц, и человеческое дыхание…

Автор этого разнопланового саундтрека - американка Джеррилинн Паттон, работающая под псевдонимом Jlin. Сегодня эта 30-летняя девушка, которая, среди прочего, сотрудничала с Бьорк и Уильямом Басински, - один из самых многообещающих электронных музыкантов и продюсеров. На данный момент в ее багаже два альбома - «Dark Energy» (2015) и «Black Origami» (2017), оба вышли на лейбле Planet Mu.

«Автобиография» Компании Уэйна МакГрегора - финальный аккорд восьмого Платоновфеста запомнится всем надолго. И даже предваряющее его абсурдное выступление врио департамента культуры с сожалениями о том, что «не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества и СМИ», и поэтому «надо определить векторы его дальнейшего развития», не могли испортить впечатлений от просмотра балета.

«Хорошо бы раз и навсегда понять, - говорит Уэйн МакГрегор, - балет - одна из форм современного искусства, его язык постоянно меняется, в нем нет зафиксированных раз и навсегда норм и правил». Продолжая эту мысль, можно сказать, что современное искусство по определению (и, к счастью!) не может быть однозначным, как не может быть однозначной и сама жизнь - изменчивая, разнообразная, в которой нет и не может быть ничего постоянного. Жаль, что в наше время это до сих пор понятно не всем.



Дарья Кобзаренко
Фотографии Андрея Парфёнова
18.06.2018