Платоновфест-2019: выставочная программа

Пикассо, Матисс и Шагал за работой, скульптуры из древесины кебрачо, оптимизм «нового пролетарского искусства», а также объемный взгляд Андрея Платонова - рассказываем о выставочной программе предстоящего Платоновского фестиваля.


4 апреля художественный руководитель Платоновского фестиваля Михаил Бычков представил выставочную программу предстоящего фестиваля. Впервые для этой цели не были задействованы ни Дом журналистов, ни Камерный театр: событие прошло в прямом эфире на странице Платоновфеста в «Инстаграме».

Выставочная программа в этом году будет состоять из двух блоков. В первый войдут три выставки современников Платонова, а две экспозиции второго, называемого «Платоновской программой», создадут специально к фестивалю. Таким образом, выставочную программу в этом году составят пять проектов. Будут представлены все направления визуального искусства: живопись, графика, скульптура, фотография, видео и инсталляция.

«Гении в мастерских.
Закулисье парижской арт-сцены»

Музей им. И. Н. Крамского
с 1 по 30 июня

Пабло Пикассо в своей студии, Валлорис, Франция, 1948 год

Мишель Сима, он же Михал Змаевский, - выдающийся французский скульптор и фотограф, уроженец Польши. Сам себя он считал прежде всего скульптором, а к фотографии относился как к хобби. Между тем именно фотография принесла ему мировую известность. Будучи в близких отношениях с наиболее крупными художниками своего времени, пользуясь их доверием и естественным поведением в его присутствии, Сима создал серию уникальных фотопортретов своих коллег за работой, в мастерских. Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франсис Пикабиа, Осип Цадкин, Альберто Джакометти, Жан Кокто, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Андре Дерен, Ле Корбюзье, Марк Шагал и многие другие выдающиеся современники стали героями его фоторабот. Даже своим именем он обязан дружбе с художниками: идею его псевдонима ему подсказал Поль Элюар (Sima - это прочитанное задом наперед «amis», т. е. «друзья»). Друзья же, в частности, Пикассо, возвращали его, сломленного морально и физически, к жизни после Освенцима. Фотографировать Сима продолжал до того момента, когда в его руки попало издание его фоторабот «Лица двадцати одного художника». Его разочарование качеством печати было столь велико, что он больше никогда не возвращался к фотографии, а всю оставшуюся жизнь посвятил скульптуре. Около 120 экспонатов для выставки будут предоставлены музеем «Московский дом фотографии».

«Круг художников»

Музей им. И. Н. Крамского
с 1 июня по 28 июля

А. Н. Самохвалов, объединение ''Круг художников''. «Ткацкий цех», 1929 год

Объединению «Круг художников», творившему в Ленинграде с 1926 по 1932 год, будет посвящена одноименная выставка. У истоков объединения стояли 18 студентов ВХУТЕИНа, а за шесть лет существования через него прошло около 50 художников, в том числе Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Александр Самохвалов. Программа «Круга художников» базировалась на марксистском пафосе. Создание общества было во многом обусловлено тем, что пресса тех лет настойчиво подчеркивала официальное требование оптимизма, присущего «новому пролетарскому искусству», «новому реализму». Впрочем, в творчестве представителей «Круга» присутствовало не столько «новое искусство», сколько официально заявленный «стиль эпохи». Они, в частности, проявляли интерес к типажности образов, к крестьянской теме, к усилению монументализма. В 1929 году большая часть художников покинула объединение, а со следующего года выставки прекратились. Спустя еще два года в Кремле было принято постановление, в котором, в числе прочего, предусматривался роспуск творческих коммун, и большинство участников объединения влились во вновь созданный Союз советских художников. На выставке будет представлено около 50 живописных и графических работ. Выставка пройдет в рамках сотрудничества Платоновского фестиваля с Государственным Русским музеем.

«Великий Эрьзя»

Выставочный зал на Кирова, 8
со 2 по 30 июня

Экспозиция работ Степана Эрьзя в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи

Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя - еще один современник Платонова. Его настоящая фамилия - Нефёдов, а псевдоним указывает на принадлежность к одному из мордовских народов, эрзя. Для создания скульптур он использовал самые разные материалы, в том числе железобетон, цемент, гипс, бронза, мрамор, но, пожалуй, наибольшую известность ему принесли работы из дерева. Не в последнюю очередь это произошло благодаря его эмиграции: в 1926 году он уехал в Париж, а через год перебрался в Аргентину, где смог использовать южноамериканские породы деревьев, в том числе древесину кебрачо. В 1951 году Эрьзя вернулся в СССР и привез с собой свое огромное творческое наследие - около 180 скульптур. К тому времени ему уже исполнилось 75 лет. Правительство выделило ему помещение под мастерскую в Москве, а в 1956 году он был награжден Орденом Трудового Красного знамени. Зрителям Платоновского фестиваля будет представлено более 40 работ, выполненных из дерева. Посетить выставку можно будет бесплатно.

«Штурм лабиринта»

Центр Галереи Чижова
с 3 по 16 июня

На выставке российского видеоарта «Смотри на людей»
в рамках Платоновфеста-2017

Выставку составят видеоработы, созданные по мотивам произведений и биографии Андрея Платонова, а также перекликающиеся с основными темами его творчества. В проект войдут работы Полины Канис, Михаила Максимова, Любови Шмыковой, Алексея Илькаева, Ульяны Подкорытовой, арт-группы «Зер Гут» и других известных современных художников, работающих с видео. Эту выставку также можно будет посетить бесплатно.

«Платонов смотрит на нас»

Советская площадь
с 1 по 16 июня

Инсталляция Артема Стефанова ко Дню города Москвы, 2018 год. Девятислойная фигура отражает концепцию праздника - «Москва своими глазами» и позволяет взглянуть на город с точки зрения великого советского архитектора Константина Мельникова, планировщика Парка Горького

Инсталляция московского художника Артема Стефанова будет представлять собой многослойную пространственную фигуру, которую он создаст по фотографии Андрея Платонова. Художник разбирает портрет на слои, которые расставляет на расстоянии друг от друга, тем самым делая картину объемной, превращая ее в полноправную часть трехмерного мира. И тут уже от точки зрения в прямом смысле зависит, увидит зритель цельную картину или лишь ее составные части.



Кирилл Радин
Фото: photographer.ru, culture.ru, artificialis.eu, behance.net
05.04.2019