20 лет альбому
Radiohead «The Bends»

В марте исполняется 20 лет с момента выхода альбома Radiohead «The Bends». «Афиша+» рассказывает историю создания ключевой пластинки британского альтернативного рока.


Для своего второго альбома Radiohead выбрали чрезвычайно символическое название. «Bends» - разговорное название недуга, которому подвержены глубоководные ныряльщики, если они поднимаются к поверхности слишком быстро. На глубине высокое давление вызывает выпуск лишнего азота в кровь, при стремительном подъеме азот не успевает должным образом рассеяться, и его пузырьки закупоривают кровеносные сосуды. Результат - весьма болезненные ощущения, вплоть до судорог. Параллели очевидны. Так же, как и водолаз с судорогами, Radiohead благодаря оглушительному успеху сингла «Creep» взлетели слишком быстро и высоко и были обречены на неприятные последствия (давление компании грамзаписи, тревога о том, что делать дальше и т. д.). Их стали считать группой одного хита, а Том Йорк из-за названия песни (creep - уродец, псих) и ее тематики удостоился массы едких комментариев и шуточек со стороны критиков. В целом же дебютный альбом «Pablo Honey», неровный, заигрывавший с американским гранжем, был принят публикой весьма сдержанно.


Осенью 1994 года группа выпускает «My Iron Lung», первую ласточку с будущего «The Bends». Сингл попадает на радиостанции и хорошо продается, позволив «Radiohead» избавиться от статуса группы одного хита. Что примечательно, к работе над этой песней и одноименным EP был приглашен Найджел Годрич - в будущем незаменимый саундпродюсер группы и шестая «радиоголова».

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/pRU-6vaKaf4" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


«My Iron Lung» явил миру лишь малую часть того, что предстояло услышать на альбоме. Годрич и приглашенный Джон Леки (работавший с The Stone Roses и Public Image Limited) соорудили ни на что не похожий звук, более плотный и индивидуальный. Уже в первом треке «Planet Telex» группа звучит абсолютно по-новому благодаря глубоким клавишным, впервые появившимся в группе. Слушая эту песню сегодня, ловишь себя на мысли, что по своей атмосфере она подошла бы «OK Computer». Главным, разумеется, в «The Bends» стали песни. Бескомпромиссные рок-номера с тремя ревущими гитарами («Bones», «My Iron Lung», «Just»), соседствуют с мягкими полуакустическими балладами, такими как «High and Dry», «Bullet Proof… I Wish I Was» и «Street Spirit (Fade Out)».

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/LCJblaUkkfc" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Альбом стал трижды платиновым в Британии, вышедшие 5 синглов сопровождались видеоклипами, среди которых примечательны видео «Just» и «Fake Plastic Trees». Первое стало одним из лучших у коллектива и наиболее любимым поклонниками группы. Вопрос, что же сказал главный герой в конце клипа остается открытым до сих пор. А клип «Fake Plastic Trees» впервые затрагивает тему массового маркетинга и потребления, которая впоследствии будет часто фигурировать у Radiohead. Эта работа является, как утверждают музыканты, поворотной точкой видеографии группы: поменялось отношение к созданию видео, и все последующие клипы Radiohead стали иными, более серьезными и глубокими.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/-_qMagfZtv8" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Особенного упоминания достойна история создания песни «Fake Plastic Trees». Во время записи на студии Джон Леки подбил музыкантов сделать перерыв и сводил всех на выступление Джеффа Бакли, чье пение произвело на Тома сильнейшее впечатление: «Он понял, что может спеть фальцетом так же высоко», - вспоминает Леки. После возвращения в студии установилась гнетущая атмосфера. «Был один из самых черных дней в моей жизни, - вспоминает Том. - Часов 5−6 я просто сидел и срывался на всех, потом Леки всех выгнал, усадил меня, и мы записали мою вокальную партию». Также в «Just» можно услышать орган, партию которого записал гитарист Джонни Гринвуд, сделав таким образом первый шаг к званию мультиинструменталиста.

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/n5h0qHwNrHk" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>


Тогда же с группой стал сотрудничать художник Стэнли Донвуд, в будущем автор дизайна всех обложек альбомов и синглов, постеров и футболок. Альбом, повествовавший об отчаянии и одиночестве, разительно отличался от дико популярных творений Oasis и Blur, но, несмотря на это, имел огромный успех. «The Bends» любопытно слушать как предвестника легендарного «OK Computer», который сделал группу по-настоящему великой и навсегда вписал в историю. Идеи, посыл и философия Radiohead сформировались именно в 12 прекрасных песнях, вышедших в 1995 году.



Сергей Науменко
Иллюстрации Вероники Злобиной
19.03.2015