20 лет альбому
The Smashing Pumpkins «Mellon Collie And The Infinite Sadness»

24 октября исполнилось 20 лет со дня выхода третьего студийного альбома The Smashing Pumpkins «Mellon Collie And The Infinite Sadness». «Афиша+» рассказывает историю создания знаковой для 1990-х годов пластинки, ставшей одним из самых успешных двойных альбомов в истории рок-музыки и вершиной творческого пути группы.


К 1995 году взрыв в современной рок-музыке, что произошел в начале десятилетия, начал постепенно сходить на нет. Группы Nirvana по известным причинам больше не существовало, группа Pearl Jam, еще один флагман новой рок-музыки, оставалась в тени своего дебютного альбома, а появлявшиеся как грибы после дождя новые группы больше напоминали эпигонов, оказавшихся на волне только благодаря интересу публики к альтернативной музыке и культуре. Всегда державшийся немного в стороне чикагский квартет The Smashing Pumpkins в 1993 году оправдал оптимистические ожидания поклонников и критиков, выпустив в свет свой второй альбом «Siamese Dream». Уже на нем стала заметна более широкая гамма влияний, эмоций и звуковых инноваций.

«В 1991 году мы, по крайней мере, соперничали с чем-то настоящим. А теперь нам приходится конкурировать с подражателями Nirvana. Это игра, в которую мы не хотим играть». Билли Корган

Пока другие группы искали вдохновение в панк-роке и андеграундной музыке 80-х, Билли Корган, лидер The Smashing Pumpkins, копнул совершенно в противоположном направлении, в сторону монументальных альбомов Pink Floyd, романтических The Cure и звуковых революционеров My Bloody Valentine. «В 1991 году мы по крайней мере соперничали с чем-то настоящим. А теперь нам приходится конкурировать с подражателями Nirvana. Это игра, в которую мы не хотим играть, - говорил фронтмен The Smashing Pumpkins в интервью тех лет. - Если рок-музыка и будет развиваться дальше - а я в этом сомневаюсь - люди захотят слушать музыку более сложную и утонченную». Успех «Siamese Dream» только подчеркнул совершенно обособленное положение группы, что вызвало недовольство и раздражение некоторых критиков и коллег по цеху. Группу нещадно критиковал Стив Альбини, один из главных людей в «альтернативном мире», а в некоторых рецензиях подвергался критике лично Корган - за «чересчур откровенную, почти карикатурную лирику».


Классический состав The Smashing Pumpkins (слева направо): Д’арси Рецки (бас-гитара), Джимми Чемберлин (ударные), Билли Корган (вокал, гитара) и Джеймс Иха (гитара)

После завершения турне в поддержку «Siamese Dream» Корган и компания сразу же начали работу над новой пластинкой. Первое, что сделала группа - наняла в качестве звукорежиссера Марка Эллиса, более известного как Флад, соратника Брайана Ино и человека, записывавшего U2, Depeche Mode и Nine Inch Nails. Этот выбор гитарист группы, Джеймс Айха прокомментировал следующим образом: «Меньше всего нам хотелось бы выпустить еще один исполненный гитарных риффов альбом в стиле альтернативный рок».

«Самым главным изменением в студийной работе было то, что Билли „выключил босса“. Теперь атмосфера была гораздо лучше». Джеймс Айха

Сессии звукозаписи начались в марте 1995-го, продолжались вплоть до августа того же года, а затем возобновились осенью, после того, как альбом был смикширован. В отличие от «Siamese Dream», записанного по сути Корганом в одиночку при помощи барабанщика группы Джимми Чемберлина, в этот раз The Smashing Pumpkins впервые удалось выступить в качестве настоящего коллектива, - команды, пытающейся поставить крест на всякого рода междоусобицах во благо творческого процесса и его результата. Сам же альбом был записан чуть ли не одним рывком. Из воспоминаний Айхи: «Помнится, нам было выделено два помещения, рабочие процессы в которых шли в одно и то же время. Одно из них досталось Билли, а другое нам с Д’арси (бас-гитаристка группы). <…> Самым главным изменением в студийной работе было то, что Билли „выключил босса“. Теперь атмосфера была гораздо лучше». Флад сразу же подтолкнул группу изменить привычную практику записи. Он настаивал на том, чтобы группа ежедневно выделяла время на импровизационные джемы. Корган вспоминал: «Флад чувствовал, что потенциал группы, который демонстрировалcя перед ним вживую, до конца не передавался на записи».


На обложке альбома «Mellon Collie And The Infinite Sadness» художник Джон Крейг совместил две знаменитые картины. Голова загадочной девушки принадлежит героине картины Жана-Батиста Грёза «Воспоминание, или Верность» (1787−89), а туловище - святой Екатерине Александрийской с одноименной картины Рафаэля (1507).

Самые смелые ожидания группы от нового альбома, получившего название «Mellon Collie And The Infinite Sadness», стали реальностью сразу же после октябрьского релиза пластинки, стремительно взлетевшей на вершину американских чартов. «Mellon Collie And The Infinite Sadness» оказался первым двойным альбомом, состоявшим исключительно из новых композиций, которому удалось возглавить чарты, со времен альбома «The Wall» группы Pink Floyd, сделавшего то же самое в 1980 году.

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/NOG3eus4ZSo" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Первая часть пластинки, озаглавленная «From Dawn To Dusk», стартует с фортепианного интро и романтичной и ностальгической «Tonight, Tonight», ставшей впоследствии одной из визитных карточек группы. И только третья «Jellybelly», резко контрастируя с первыми двумя номерами, представляет собой самую что ни на есть классическую песню The Smashing Pumpkins: перегруженные дисторшном и фуззом гитары, хэви-металлические риффы и барабанные партии Джимми Чемберлина, музыканта джазовой выучки и обладателя ярко выраженной индивидуальной техники игры.

<iframe src="https://player.vimeo.com/video/57392530?color=ffffff&amp;byline=0&amp;portrait=0" width="740" height="555" frameborder="0" webkitallowfullscreen="" mozallowfullscreen="" allowfullscreen=""></iframe>

Видео на песню «Zero» сняла фотограф Елена Емчук, с которой Корган встречался с 1995 по 2003 год. Елена, в подростковом возрасте переехавшая с родителями из Киева в Нью-Йорк, принимала активнейшее участие в оформлении альбомов The Smashing Pumpkins «Adore», «Zero EP», «The Aeroplane Flies High», «Rotten Apples» и «Machina/The Machines of God».

Резкая смена настроения, динамики - ключевой прием альбома. В первой части нежные дрим-поповые «Cupid De Locke» и «Galapogos» парадоксальным образом соседствуют с абсолютно безумными «An Ode To No One» и «Zero». Вряд ли в мире найдется еще одна такая запись, где мрачные, «саббатовские» риффы будут столь талантливо соединены с наследием пост-панка и прогрессивного рока. Именно с последним вызывает прямые ассоциации почти десятиминутная «Porcelina Of The Vast Oceans», где мягкие и мечтательные инструментальные фрагменты почти «флойдовских» масштабов чередуются с энергичными хэви-металлическими разделами. Заканчивается же первая часть альбома песней «Take Me Down», написанной и спетой гитаристом группы Джеймсом Айхой.

«Если бы мне сказали три года назад, что я буду играть в группе, где используется драм-машина, я бы ответил: „Быть такого не может“». Джимми Чемберлин

Вторая часть, названная «Twilight To Starlight», с первых же нот еще сильней накаляет эмоции гитарным нойзом тревожной «Where Boys Fear To Tread» и истеричной «Bodies», в которой Корган с настойчивостью гипнотизера повторяет много-много раз слова «love is suicide». Вторая часть альбома имеет более экспериментальную музыкальную структуру, но так же, как и первая, построена на контрастах. «Lily (My One and Only)» вдохновлена музыкой 30-х годов, «Beautiful» была написана под влиянием музыки Принса. Особое место занимает «1979», не только одна из самых примечательных песен на альбоме, но и одна из лучших песен 90-х годов вообще. Во время ее записи были использованы как «живые» ударные, так и драм-машины. В связи с этим барабанщик Джимми Чемберлин, заявил: «Если бы мне сказали три года назад, что я буду играть в группе, где используется драм-машина, я бы ответил: „Быть такого не может“».

<iframe width="740" height="555" src="https://www.youtube.com/embed/4aeETEoNfOg" frameborder="0" allowfullscreen=""></iframe>

Эмоциональным пиком альбома является «Х.Y.U.», пожалуй, самая безумная песня за всю карьеру группы. В течение 7 минут, что она идет, творящийся в ней хаос поражает воображение. Крайне впечатляет концовка песни, в которой он достигает своего апогея. Закрывает альбом «Farewell and Goodnight», мягкая баллада, спетая всеми четырьмя участниками группы. В самом конце композиции мы слышим уже знакомое фортепианное интро, открывавшее альбом и теперь подчеркивающее его целостность.


«Существует много формул создания типичного рок-боевика, и мы точно знаем как с ними работать. Именно поэтому мы решили, что „Mellon Collie And The Infinite Sadness“ будет нашей последней прямолинейной рок-пластинкой. Мы собираемся выбросить все инструкции и начать все заново. На что это будет похоже? Я не знаю! Возможно, песня „1979“ - это намек на наше дальнейшее развитие. Это что-то такое, что совмещает новые технологии, эмоциональность рок-музыки и поп-музыку. Да все, что угодно!» Билли Корган в интервью журналу Spin, июнь 1996 год.

Безусловно, «Mellon Collie And The Infinite Sadness» - пик творческого пути группы, ярчайшее проявление композиторского таланта Билли Коргана. Альбом был адресован Корганом людям в возрасте от 14 до 24 лет в надежде «подвести итог всем вещам, которые он чувствовал в молодости, но так и не смог выразить членораздельно». Слушая альбом, к сегодняшнему дню уже ставший классикой, очень любопытно отмечать маленькие нюансы, в частности, ростки будущего «Adore» (следующего, совершенно не похожего на все, что группа делала до этого, альбома). Несомненно «Mellon Collie And The Infinite Sadness» - один из самых романтичных альбомов 90-х. Вряд ли в угрюмом американском роке того периода были группы, в текстах которых так же часто повторяется слово «love». И совершенно точно «Mellon Collie» - одна из самых новаторских пластинок своего времени, занявшая достойное место в пантеоне лучших рок-альбомов всех времен.



Сергей Науменко
Роман Дранников
27.10.2015