YSL: главное в платье - женщина, которая его надевает

Коротко о бренде: любовь, жажда жизни, неприятие условностей и компромиссов.

Постоянные покупатели: внутренне свободные, внешне элегантные.
Средний чек: 62 000 рублей.
Адрес: GRAND boutique, пл. Ленина, 15

Ив Сен-Лоран родился в 1936 году в алжирском Оране в семье французских аристократов. Рисовать он начал в 8 лет, позже увлекся театром и в подростковом возрасте любил устраивать домашние кукольные представления - сам делал декорации, кукол и костюмы.


Благодаря связям матери в 17 лет Ив переехал в Париж и поступил в школу при Синдикате высокой моды. Вскоре состоялся конкурс юных дизайнеров: коктейльное маленькое черное платье Ива покорило жюри. Успех, кстати, он разделил с Карлом Лагерфельдом.


Тогда же на начинающего дизайнера обратила внимание главный редактор французского Vogue Мишель де Брюноффа - на тот момент одна из самых влиятельных фигур в фэшн-индустрии. Благодаря ее протекции Ив Сен-Лоран попал под крыло Кристиана Диора: «Сначала я даже не мог разговаривать в его присутствии. Он научил меня основам этого искусства. И что бы потом в моей жизни ни происходило, я всегда помнил о годах, проведенных с Диором».


Три года он был «правой рукой» Кристиана Диора - тот даже назначил Ива своим наследником. После смерти кутюрье в 1957 году 21-летний Ив возглавил модный дом.

Через год он представил свою первую самостоятельную коллекцию для Dior. О молодом таланте заговорил мир, а придуманный им силуэт «трапеция», обыгрывающий форму традиционного русского сарафана, стал настоящей модной революцией.

Еще через год под руководством Ива модели Christian Dior дефилировали на Красной площади - это был первый кутюрье, представивший высокую моду в СССР.


Но не все было гладко. Хозяин Dior, текстильный магнат Марсель Буссак, не одобрял эксперименты молодого дизайнера по скрещиванию высокой моды и уличного стиля. До сих пор коллекции Dior отличались плавными, округлыми очертаниями зрелой женщины. То, что создавал Ив, было пропитано молодым дерзким духом. Для Марселя это было неприемлемо. Так что вскоре владельцы Dior разорвали контракт в одностороннем порядке и уволили дизайнера. Впоследствии Ив выиграл суд и получил денежную компенсацию, но осадок остался.


Дизайнер быстро оправился от потрясений и уже в следующем году вместе с партнером Пьером Берже при поддержке американского миллиардера Марка Робинсона основал Yves Saint Laurent.


Успех пришел в 1965 году - благодаря коллекции по мотивам живописи Пита Мондриана. Также фурор произвела коллекция следующего года, когда Ив, вдохновленный набирающей обороты андрогинной модой, одел женщин в смокинги и прозрачные вещи. Еще через год он явил миру первую куртку-сафари.


Параллельно Ив создавал костюмы и декорации к спектаклям, балетам, эстрадным шоу, сценические костюмы для Клаудии Кардинале, Софи Лорен, балерины Зизи Жанмер. Он же - автор костюмов для балетов Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» и «Гибель розы», поставленного для Майи Плисецкой. Катрин Денёв в «Дневной красавице» носит наряды только от Yves Saint Laurent - за эту работу дизайнер получил «Оскар».


Отдельного внимания заслуживает парфюмерная линия - первый аромат «Y» вышел в 1964 году. Потом были женские духи «Rive Gauche» (фр. «левый берег») - так назывался и первый бутик YSL. Именно на левом берегу Сены находились кафе и галереи, в которых в те годы зарождалось альтернативное искусство. После вышел мужской аромат «Homme», в рекламе которого: а) впервые в истории моды снялся сам дизайнер; б) при этом Ив был полностью обнаженным. Далее были скандально известные «Opium» с посланием «Опиум - для тех, кто пристрастился к Yves Saint Laurent».


Сен-Лоран считается основателем стиля унисекс. Он был первым, кто предложил женщинам высокие сапоги и смокинг, куртки-бушлаты, полосатые платья-майки, комбинезоны, и именно с его подачи на мировых подиумах появились темнокожие и азиатские модели. Vogue писал, что YSL в 60−70-х годах перевернул мир моды новаторским сочетанием мужского и женского, высокого и низкого, классического и авангардного.


Ив первым предсказал, что со временем рынок готовой одежды станет ведущим в модной индустрии. Вслед за Кристианом Диором своим преемником молодого дизайнера провозгласила Коко Шанель: «Все думают о мимолетности моды, Ив Сен-Лоран думает о современной одежде для женщины».


В 1971 году он выпустил коллекцию «40s» - вещи, словно с блошиного рынка. Критики был не в восторге, зато благодаря этой коллекции в моде появился стиль ретро.

Еще через 5 лет дизайнер создал коллекцию, посвященную русскому балету и опере. Впервые в истории моды состоялся театрализованный показ в золотых залах отеля InterContinental. На этом Ив с русской темой не покончил и в 1979 году явил миру еще одну «балетную» коллекцию - «дань уважения Сергею Дягилеву и его сотрудничеству с Пикассо».


Впоследствии дизайнер еще не раз обращался к миру искусства - посвящал коллекции Анри Матиссу, Ван Гогу, Бернару Бюффе, Энди Уорхолу, Марселю Прусту. Он вообще очень любил искусство: «Я знаю, что рисую неважно, но я выразителен. Хотя мне и хотелось бы попробовать себя в роли художника. Очень люблю Матисса - его яркие тона, четкую линию. Но мне нравятся и другие: огромные, как океан, платья Веласкеса, торжественность белизны у Мане, как в «Балконе» и «Портрете Берты Моризо».

Балкон, Эдуард Мане

Портрет Берты Моризо, Эдуард Мане


В 1981 году Ив Сен-Лоран удостоился Международной премии Американского совета модельеров, а еще через 2 года стал первым дизайнером, которому при жизни нью-йоркский Метрополитен посвятил ретроспективу «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества».


В 90-х модный дом переживал не лучшие времена: Ив болел и лечился от алкогольной и нарко- зависимостей, были и финансовые трудности. В 1999 году YSL приобрела группа Gucci - коллекциями прет-а-порте занялся Том Форд. Сам Ив продолжал создавать наряды от кутюр - последнюю коллекцию он с помпой представил в 2002 году, после чего линию закрыл и окончательно отошел от дел.


История YSL - это постоянный вызов и череда шокирующих публику новшеств. Ив Сен-Лоран перевернул высокую моду: освободил женщину от фригидности и скованности, воздал должное красоте женского тела и ввел в моду соблазнительность. Любовь к женщине - и есть основа стиля Yves Saint Laurent.


На протяжении свой почти 60-летней истории бренд пропагандирует свободу, в особенности свободу быть собой. И ценности YSL соответствующие: любовь, жажда жизни, несдержанность, неприятие условностей и компромиссов, бунтарский дух, бесконечные культурные отсылки и ассоциации.


В 2017 году в Марракеше на улице Ива Сен-Лорана, рядом с его любимым садом Мажорель, открылся музей, посвященный его творчеству. Ив часто приезжал в Марракеш, он любил работать в этом городе, тут он создал многие коллекции. По словам дизайнера, именно здесь он открыл для себя цвет - важнейшую часть своей работы. Современники говорят, что в Марракеше Ив был по-настоящему счастлив.


Татьяна Клевцова

Фото из инстаграма: @ysl + рекламные кампании

24.07.2018