джаз шагает по стране. часть 1

Передвижной международный фестиваль «Джазовая провинция» 11-й раз подряд посетил Воронеж. В числе участников фестиваля — музыканты мирового уровня. Хедлайнер — саксофонист Билл Эванс (США), лауреат премии «Грэмми», в свое время несколько лет сотрудничавший с легендарным Майлзом Дэвисом. Место действия — Воронежская филармония.


Возможно, самым ярым поклонникам джаза через несколько лет придется брать отпуск специально под «Джазовую провинцию». Программа фестиваля уже сейчас столь разнообразна и насыщенна, что вписать ее полностью в график среднестатистического гражданина едва ли возможно. За 11 лет, в течение которых этот передвижной фестиваль ежегодно приезжает в Воронеж, «Джазовая провинция» разрослась до четырех вечеров. И это только концертная программа: днем — добро пожаловать на мастер-классы, творческие встречи, лекции, презентации. Также музыканты становятся участниками теле- и радиопередач.

Накануне открытия «Джазовой провинции» в книжном клубе «Петровский» состоялась пресс-конференция. В ней приняли участие организатор фестиваля Александр Лукинов, воронежский джазовый пианист Ярослав Борисов, а также руководитель джазовой студии во Дворце детей и юношества, в прошлом году возглавивший эстрадное отделение музыкального колледжа им. Ростроповичей, Игорь Файнбойм.

Из слов Лукинова стало понятно, что в целом течением джазовой жизни в городе он и его единомышленники довольны, но как бы ни расширялся фестиваль, организаторам всегда хочется большего, а это значит, дальнейшее расширение неизбежно. В частности, было озвучено желание привозить в Воронеж художественное и документальное кино, касающееся истории джаза, работы художников и фотографов.

Далее Лукинов вкратце рассказал о музыкантах, участвующих в фестивале в этом году, и предоставил возможность Ярославу Борисову подробно остановиться на своем проекте. Борисов составил дуэт с 22-летним дебютантом фестиваля — композитором и мультиинструменталистом Иваном Сухаревым. Иван играет на гитаре, фортепиано, баяне, гуслях, флейте, калюке, гудке. Выпускник Липецкого музыкального училища, он живет в Терновке Воронежской области и преподает гитару. Молодому парню из райцентра предстояло оказаться на одной сцене с легендами отечественного и мирового джаза.

Ярослав Борисов и Иван Сухарев
— Концертная площадка «Джазовой провинции» открыта для молодых, — констатировал сам отнюдь не старый Борисов. — Для меня было приятным удивлением, что Саша (Лукинов — прим. авт.) согласился взять Ваню на большую сцену. Это будет для него невообразимый опыт. Он начал писать музыку для инструментов, которыми владеет, всего два-три года назад и впервые появился на фестивале «Культпоход» совершенно не с таким материалом, который показывает сейчас. Успех на «Культпоходе» стал для него мощным стимулом, и за пару лет он сильно вырос. Дай Бог, чтобы участие в «Джазовой провинции» подтолкнуло его к дальнейшему росту и общественному признанию, поверьте, его талант того стоит. Он сам, демонстрируя необходимость работы на серьезном уровне, может стать примером для воронежской музыкальной молодежи. И вообще хочется надеяться, что через пару-тройку лет в «Джазовой провинции» будут участвовать первые выпускники эстрадного отделения колледжа имени Ростроповичей, а со временем, даст Бог, и академии искусств.

Забегая вперед, скажем, что выступление Ивана Сухарева и Ярослава Борисова открыло второй вечер фестиваля. Вначале несколько композиций Иван исполнил один, одновременно играя на нескольких инструментах, при этом умудряясь еще и петь. И пусть это практически не напоминало джаз и было насквозь пропитано русским фольклором, организаторы фестиваля неоднократно подчеркивали: замыкаться в жанровых рамках «Джазовая провинция» не будет. Притом у музыки Сухарева и джаза все же есть одна общая черта — импровизационность. Ярослав Борисов на этот раз пытался как можно меньше привлекать к себе зрительского внимания, стараясь направить его на своего молодого партнера.

Вернемся на пресс-конференцию. Задать набивший оскомину вопрос об отличиях нынешнего фестиваля от предыдущих Лукинов собравшимся журналистам не дал и задал его себе сам.

— В этом году у нас обширная бесплатная клубная программа в книжном клубе «Петровский». Будет цикл лекций Кирилла Мошкова, главного редактора журнала «Джаз.Ру». Участники фестиваля впервые проведут мастер-классы в академии искусств. Каждый день в течение фестиваля будут проходить прямые эфиры с участием музыкантов на радио и телевидении. Еще одно новшество — конкурс среди фотографов, работающих на «Джазовой провинции». Самое приятное: в рамках фестиваля в его последний день в книжном клубе «Петровский» впервые выступят совсем молодые исполнители — учащиеся эстрадного отделения колледжа и джазовой студии Игоря Файнбойма. Я надеюсь, что концертная площадка для местных молодых музыкантов станет постоянным атрибутом фестиваля. Наконец, впервые на «Джазовой провинции» выступят два коллектива воронежского происхождения. Помимо дуэта Сухарев-Борисов, это квартет Карины Кожевниковой.

Квартет Карины Кожевниковой

Певица Карина Кожевникова — уроженка Воронежа. Она окончила наше музыкально-педагогическое училище, немного поблистала на местных концертных площадках, выиграв несколько конкурсов, после чего уехала в Москву. Там окончила музыкальный факультет Московского государственного педагогического университета по классу фортепиано. Уже в начале обучения она стала пробовать себя в качестве джазовой вокалистки и со временем завоевала симпатии признанных авторитетов отечественного джаза. Карина пела в сопровождении известнейших джазовых коллективов страны — оркестра им. Олега Лундстрема, которым тогда руководил знаменитый Георгий Гаранян, биг-бэнда Игоря Бутмана, ансамбля Алексея Кузнецова и многих других. Игорь Файнбойм без особого стеснения называет ее лучшей джазовой вокалисткой России.

Квартет Карины Кожевниковой, включающий, помимо ее самой, пианиста Якова Окуня, контрабасиста Андрея Дудченко и ударника Александра Зингера, также выступил во второй вечер фестиваля. Доводилось слышать мнение, будто Карине чего-то не хватает — то ли харизмы, то ли оригинальности репертуара, то ли голос какой-то не такой. Все это крайне спорно: задача музыканта — делать музыку, а не харизму, зритель приходит на концерт опять же ради музыки. Говорить о неоригинальности репертуара, когда речь идет о джазе, большей частью состоящем из импровизации, нам также представляется нелогичным. Импровизация, если она действительно является таковой, не может быть неоригинальна. Наконец, голос. Техника, выразительность — все это у Кожевниковой есть несомненно и на высшем уровне. Тембр? Ну, если очень хочется придраться. Зато не может не восхищать ее музыкальное мышление, его скорость. У Кожевниковой не бывает пустот — таких, когда музыкант теряется и заполняет свою импровизацию «водой». Кожевникова — большой мастер, и это лишний раз иллюстрирует тот факт, что легенда отечественного джаза гитарист Алексей Кузнецов в конце выступления квартета вышел на сцену как пятый участник ансамбля и исполнил вместе с ними несколько композиций.

К квартету присоединился Алексей Кузнецов

И снова к пресс-конференции. Игорь Файнбойм, в частности, рассказал, что Карина Кожевникова преподает джазовый вокал в колледже им. Ростроповичей и в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве. В тех же самых учебных заведениях преподает джазовый контрабас и бас-гитару Андрей Дудченко. «Дорога сейчас хорошая, — улыбается Файнбойм. — Можно спокойно мотаться туда-сюда». Также в числе преподавателей эстрадного отделения колледжа саксофонист Сергей Борисов, трубач Юрий Голубинский, ударник Сергей Почитаев. Файнбойм посетовал на отсутствие образовательной цепочки, на то, что, по сути, единственным поставщиком абитуриентов отделения является его же студия во Дворце детей и юношества, на то, что теорию джазовой музыки преподавать некому, и ему приходится по мере возможности вести этот предмет самому. Тем не менее воронежские джазмены полны надежд на то, что те семена, которые сеются сегодня, со временем дадут желанные всходы и Воронеж всегда будет находиться в числе городов — оплотов российского джаза.

Кирилл Радин
15.11.2013