«Монти Механик»:
«Новый всплеск русского андеграунда невозможен»

18 апреля в книжном клубе «Петровский» состоялся концерт дуэта «Монти Механик», чей альбом «Интерференция в тонких пленках» «Афиша-Волна» назвала лучшим российским альбомом 2014 года. В преддверии концерта корреспондент «Афиши+» побеседовал с музыкантами о взаимоотношениях с московской «Афишей», лоу-фае и судьбе отечественного андеграунда.


18 апреля Воронеж впервые посетил челябинский дуэт «Монти Механик», чей альбом «Интерференция в тонких пленках» был признан журналом «Афиша» лучшим альбомом прошлого года. С помощью двух гитар и компьютера коллектив создал в зале легкую и приятную атмосферу, заряжавшую позитивом в преддверии новой рабочей недели.

«Монти Механик» играют гитарный инди-поп, в котором можно услышать и Simon & Garfunkel, и скандинавских специалистов по легкой гитарной музыке Kings of Convenience и The Radio Dept., и даже «Аквариум» определенного периода. Главное в камерной музыке дуэта - это отсутствие какого-либо негатива. Иван Лужков и Георгий Мишнев пишут красивые и добрые песни, воспевающие повседневную жизнь обычного человека.

Альбом «Интерференция в тонких пленках» можно полностью послушать, например, на Soundcloud’е.


Группа начала с композиции «Фотоаппарат», которую зал принял на ура. После нее последовал цикл ранних вещей группы: музыканты представили песни из своего первого альбома. Однако самую бурную реакцию у публики все-таки вызвали песни, вошедшие в «Интерференцию…», - «Троллейбус», «Пил», «Вода», «Цветок». В перерывах между композициями музыканты непринужденно общались с залом, порой несколько иронично комментируя свои произведения.


Атмосфера на концерте сложилась почти домашняя: люди свободно перемещались по залу и обменивались мнениями. Ближе к завершению вечера обстановка стала совсем уже свободной, а исполненная ко всеобщей радости «Анна» стала достойной кульминацией выступления дуэта. После окончания концерта зрители подходили к музыкантам за автографами и для выражения благодарности. Музыканты, судя по всему, таже остались довольны: по их словам, на концерте в Самаре, открывшем накануне тур группы, было больше людей, но атмосфера воронежского концерта показалась им более искренней и светлой.


Перед концертом мы пообщались с участниками дуэта Иваном Лужковым и Георгием Мишневым.


- Ваш второй альбом был признан лучшей пластинкой 2014 года по версии журнала «Афиша». Расскажите, как складывались ваши взаимоотношения с одним из его главных редакторов Александром Горбачевым?

- В середине двухтысячных мы познакомились с Горбачевым на просторах здравствующего тогда «ЖЖ» и какое-то время общались на тему музыки. Лично мы познакомились в прошлом году: он устраивал концерты коллективов, которые были ему интересны, и по его приглашению мы сыграли концерт в Москве. Потом мы записали «Интерференцию в тонких пленках», он услышал несколько песен оттуда и сказал, что хочет издать пластинку на Volna Records. Он очень глубокий человек, и с ним всегда приятно иметь дело.

- Под чьим влиянием формировался саунд вашего коллектива?

Мы слушаем много разной музыки, сложно выделить что-то одно. На наш стиль и звук, безусловно, повлияли западные фолк-коллективы и исполнители, в частности, Kings of Convenience и Ник Дрейк. В плане звука на нас произвели впечатление, например, Guided By Voices и Роберт Стивен Мур. При этом мы довольно-таки равнодушны к дарк-фолку, хотя в плане саунда они как раз близки к нашим любимым фолковым исполнителям. Что касается отечественной музыки, то можем выделить дуэт «ВерЛен»: у каждого из нас есть индивидуальные музыкальные предпочтения, но в случае с этой группой наши вкусы сходятся.


- Влияет ли как-то атмосфера вашего родного Челябинска на творчество?

- Мы не чувствуем какой-либо особой энергетики в Челябинске. По сути, он ничем не отличается от других городов России: у нас есть множество театров, красивые улицы, музеи. Есть и промышленные районы, но в молодости мы находили в них определенную романтику: нам казалось, что своей мрачной эстетикой они чем-то схожи с Манчестером.

- Расскажите о том, как вы записываете альбомы. Известно, что вы приверженцы «домашней» системы записи.

- Первый альбом мы начали писать с сессионными музыкантами на профессиональной студии, но впоследствии отошли от этой идеи и дописали оставшуюся его часть дома. Все было достаточно просто: голос, гитара, затем сведение. Мы могли бы нанять хороших джазовых профессионалов, расписать им аранжировки, и получилось бы что-то в стиле Вана Моррисона, но мы все сделали вдвоем. Что касается записи в домашних условиях, то это в первую очередь вопрос комфорта: в наш век высоких технологий студийного звучания можно достичь и дома. При этом наш стиль называют лоу-фаем, но мы бы не сказали, что качество звучания наших альбомов нарочито заниженное.

- Ваш второй альбом называют концептуальным. В чем заключается концепция пластинки?

- Мы отбирали песни для альбома в первую очередь исходя из наших представлений об их качестве, поэтому не задумывали пластинку как концептуальную: некую структуру альбома каждый слушатель определяет для себя сам. Концептуальными, на наш взгляд, являются разве что техника записи - диск был записан полностью в домашних условиях - и манера исполнения песен.


- Многие ваши композиции - «Фотоаппарат», «Анна», «Пил» - напоминают небольшие истории из жизни. Насколько автобиографичны те или иные песни?

- Скорее они все-таки являются художественным вымыслом. Мы все живые люди и не чужды эмоциям, но на сто процентов автобиографичной не является ни одна наша песня.

- Если возвращаться к персоне Горбачева, то буквально несколько месяцев назад вышла его книга «Песни в пустоту», посвященная андеграунду 90-х. Скажите, возможен ли сегодня такой же сильный всплеск подпольной культуры в нашей стране?

- Нет, тогда в России были совершенно другие социокультурные условия, и создание и развитие подобной музыки были возможными исключительно в рамках того, что происходило в стране. Более того, популярной музыке около 60 лет, и на наш взгляд все новое, что можно было в ней придумать, уже придумано. Современным музыкантам остается лишь сочинять свои версии того, что было раньше, и в этом нет ничего страшного.



Сергей Хуторной
Фотографии Алины Полунчуковой
22.04.2015