Альбомы октября:
выбор «Афиши+»

Альбомы, которые мы слушали в минувшем октябре.

Thom Yorke
«Suspiria (Music for the Luca Guadagnino Film)»


Релиз оригинального саундтрека к новому фильму Луки Гуаданьино «Суспирия» является своеобразным дебютом для Тома Йорка. Впервые в своей карьере фронтмен Radiohead выступил в роли кинокомпозитора, сочинив для ремейка культового хоррора полтора часа новой музыки.

Большая часть альбома представляет собой шумовые звуковые полотна, которые своей атмосферой наверняка украсят не одну сцену «Суспирии». Йорк, плотно увлекающийся абстрактным IDM, в этот раз обошелся вообще без всякого рода электронных приемов: гораздо чаще музыка тут представляет собой натуральные дарк-эмбиент или дроун, воспроизведенные оркестром или при помощи старых модульных синтезаторов. В записи саундтрека приняли участие сын Тома, семнадцатилетний Ноа Йорк (он сыграл на барабанах в нескольких песнях), флейтист Павел Мансуров и London Contemporary Orchestra, которые много и долго сотрудничают с коллегой Йорка по Radiohead Джонни Гринвудом.

Среди царящего гула и порой достаточно жутких инструментальных композиций в новой работе Тома Йорка можно найти и несколько песен более или менее традиционной формы. Например, заглавная одноименная композиция, чья основная тема еще не один раз будет повторяться на протяжении всего альбома, и психоделичная и заторможенная «Has Ended». Но особого внимания заслуживает медленная «Unmade», которая отлично встроится в воображаемый плей-лист лучших «фортепианных» песен Йорка где-то между «Pyramid Song» и «Spectre».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/J0ueIcYrOmo" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Том Йорк исполняет композицию «Unmade» в студии радиостанции BBC Radio 6.

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Cat Power
«Wanderer»


Шарлин Маршалл выпускает альбомы настолько редко, что каждый новый ее релиз становится настоящим событием.

За шесть лет, прошедшие с момента выхода ее предыдущего лонгплея «Sun», который увидел свет сразу после болезненного разрыва отношений с актером Джованни Рибизи, в жизни певицы произошло много разных событий, которые, безусловно, отразились в ее новой работе. Шарлин конфликтовала с Matador Records, на котором длительное время выпускала свои альбомы, пережила серьезные проблемы со здоровьем, из-за чего не могла длительное время давать концерты, а в 2015 году стала матерью, что снова отложило на некоторое время ее возвращение к активной творческой деятельности.

Первое, что замечаешь при прослушивании «Wanderer» - это его камерность. Если на своем прошлом альбоме Шарлин экспериментировала с электроникой и другими новыми для себя инструментами, то на «Wanderer» певица вернулась к своему типичному фолковому звуку. Основное внимание тут к себе приковывает яркий и узнаваемый голос артистки, а негромкие барабаны, печальные гитарные и фортепианные аккорды остаются на втором плане.

Самое прекрасное в «Wanderer» - это его почти колыбельное настроение и совсем неторопливый ритм. Ни один трек не выбивается из заданных Шарлин правил, благодаря чему альбом слушается как цельное произведение, без разделения на синглы и остальной материал. Есть тут и два неожиданных привета из поп-мейнстрима: в одной из лучших песен с альбома «Woman» Шарлин подпевает Лана Дель Рей, а «Stay» является кавером на Рианну, но даже она вписывается сюда абсолютно органично.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/Sd8nU87OCrA" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Miya Folick
«Premonitions»


На своем дебютном альбоме американка Мия Фолик задумала провернуть тот же фокус, что более двадцати лет назад с успехом проделала Бьорк со своим эпохальным «Post», - записать максимально эклектичную пластинку, все треки которой, несмотря на свою разношерстность, гармонично уживались бы друг с другом, складывались в одну цельную картину. И надо сказать, задумка вполне удалась! Порой кажется, что песни на «Premonitions» взяты с разных альбомов, но при этом пластинка слушается как цельное произведение.

В разносторонности Мии сомневаться не приходится: она русско-японского происхождения, в детстве воспитывалась в традициях буддизма, а в подростковом возрасте, когда ее сверстники бренчали на гитарах в любительских инди-группах, ходила на уроки классического вокала. Несмотря на то, что на своих первых релизах - мини-альбомах «Strange Darling» (2015) и «Give It To Me» (2017) - Мия играла гитарный инди-рок, а недавно засветилась на новом альбоме хардкорщиков Fucked Up (см. ниже), на дебютном лонгплее она решила исследовать немного другую территорию. Ту, на которую девушки с гитарами как правило не забираются.

Тут вам и жизнерадостный восьмидесятнический электропоп-номер а-ля Трейси Торн «Stock Image», и изящная баллада «What We’ve Made» в духе Тори Эймос, и потенциальный гимн интровертов «Leave the Party», напоминающий своей атмосферой последний альбом St. Vincent, и жесткое высказывание на тему движения #MeToo «Deadbody», в котором Мия демонстрирует гнев уровня ранней Фионы Эппл.


Лестные сравнения с рок-дивами 90-х в диапазоне от Шинейд О’Коннор до Долорес О’Риордан, стали для Мии уже привычны, но обычно она их отметает. «Мой музыкальный бэкграунд гораздо беднее, чем многие думают. В юности я не слушала ни Шинейд О’Коннор, ни The Cranberries, ни Тори Эймос, - признается певица в интервью Pitchfork. - Когда я росла, то слушала более старых исполнителей вроде Джонни Митчелл, и только сейчас начала усиленно исследовать творчество Бьорк, Cocteau Twins. И я без ума от Фионы Эппл».

Критики сравнивают Мию не только с героинями из 90-х, но и со звездами современной инди-сцены. Главным образом, все эти параллели связаны с ее вокальным мастерством: уроки вокала не прошли бесследно. «Сложно поверить, что песни „Stop Talking“ и „Deadbody“ поет один и тот же человек. <…> Как и в случае с Florence + The Machine, голос Мии способен облагородить практически любую песню», - пишет рецензент Paste Magazine. В придачу к завидному таланту исполнительницы, Мия еще и отличные песни пишет, что несомненно делает «Premonitions» одним из самых заметных дебютов этого года.

«Кажется, в том, чтобы расти вне системы наказаний и поощрений, действительно что-то есть, - делится мыслями о своем буддистском воспитании Мия. - Как-то в колледже на уроке философии преподаватель спросил нас, верим ли мы в чистое добро, или все люди совершают благие поступки из эгоистических соображений. К моему удивления, я была одной из двух, кто верит в чистое добро! Я уверена, что делать все от тебя зависящее, прилагать максимум усилий к тому, чем ты занимаешься - это естественно для человека».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/_I46mszI4dE" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Fucked Up
Dose Your Dreams"


Канадские хардкор-панки за карьеру перепробовали многое: они выпускали быстрые и хлесткие панк-альбомы, в 2011 году сочинили рок-оперу «David Comes to Life», а теперь записали двойной альбом длительностью в полтора часа. В цифровой век, когда записи по 25−30 минут иногда называются полноценными альбомами, такой масштаб может показаться весьма смелым. Этому размаху соответствует и сама музыка на альбоме: похоже, еще никогда Fucked Up не звучали настолько разнообразно и эпично.

На «Dose Your Dream» повествование идет от имени вымышленного героя Дэвида Элиэйда, являющегося главным героем и в «David Comes to Life». На «Dose Your Dreams» он теряет свою низкооплачиваемую офисную работу, знакомится с бродячим фокусником и отправляется вместе с ним в продолжительное путешествие.

Fucked Up озвучивают всю эту историю самыми разными способами: если в начале альбома расположены бойкие и быстрые панк-боевики, то уже в четвертой «Normal People» группа звучит в духе этакого «dad-rock», со старомодными гитарными запилами и саксофонным соло. И подобных сюрпризов на альбоме немало - взять хотя бы «Two I’s Closed», похожую на современную инди-поп-музыку, или брутальные индустриальные биты в «Mechanical Bull».

В заглавном треке Fucked Up доходят чуть ли не до эйсид-рока в духе Primal Scream. В этот момент можно поймать себя на мысли, что «Dose Your Dreams» своей раскованностью и творческой свободой может чем-то напомнить любой двойной альбом из классического каталога рок-записей, начиная от «The Wall» и заканчивая «Mellon Collie And Infinite Sadness». Встанет ли он со временем с ними в один ряд, не столь важно, но на сегодняшний момент «Dose Your Dreams» заслуживает самых лестных слов.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/1iaArL6rYl4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте
Слушать на Apple Music

Neneh Cherry
«Broken Politics»


Нене Черри - имя, хорошо знакомое поклонникам классического трип-хопа. Несмотря на то, что Черри за свою тридцатилетнюю карьеру выпустила всего лишь пять номерных альбомов, она успешно и плодотворно сотрудничала с самыми разными музыкантами - в диапазоне от Notorius B.I.G. до Питера Гэбриела.

В последние годы ее постоянным творческим партнером стал Four Tet, который выступил в качестве продюсера не только на этом альбоме певицы, но и на предыдущем «Blank Project». И его присутствие тут очень заметно: часть песен украшена переливами синтезаторов и типичной для Four Tet электронной перкуссией. На «Broken Politics» Черри поднимает немало как личных, так и политических вопросов, вроде социального неравенства или прав иммигрантов. Певица не раз говорила в своих интервью, что для нее музыка является единственным средством борьбы против несправедливости и лжи.

Это послание пронизывает весь альбом, для которого Черри создала нарочито, как будто в противовес текстам, расслабленный музыкальный фон. Часть песен напомнят старый трип-хоп, как, например, первый сингл с альбома «Kong», к созданию которого приложил руку Роберт Дель Найя из Massive Attack. Другая часть имеет размеренное джазовое звучание или зацикленный дабовый грув, как в «Natural Skin Deep».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/W6ivBXh1zGQ" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте
Слушать на Apple Music

Yowler
«Black Dog In My Path»


«Black Dog In My Path» — второй альбом Мэрин Джонс, использующей для своих сольных записей псевдоним Yowler. Свою дебютную работу «The Offer» Джонс издала в 2015 году, но до недавнего времени артистка являлась еще и участницей инди-фолк-коллектива Saintseneca. Также она поет и играет на гитаре в не очень известном поп-панк-квартете All Dogs.

Второй лонгплей Yowler сильно отличается и от творчества вышеперечисленных групп, и от ее же дебютника, на котором девушка делала гитарный эмбиент в духе ранней Grouper.

«Black Dog In My Path» - это 12 неторопливых песен, причем довольно депрессивного характера с порой абстрактными текстами. Джонс наполняет альбом акустическими балладами, часть из которых иногда взрывается резким и грязным звуком, как в «Holy Fire». Лучшей песней на альбоме несомненно является «Where Is My Light» с ее тягучими гитарами и медленной, как будто немного ленивой ритм-секцией.

По словам Джонс, идеи для песен с «Black Dog In My Path» пришли к ней в дороге, во время гастролей с ее другими проектами. Но этот альбом меньше всего похож на заметки путешественника, тут предостаточно рефлексии и личных переживаний.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/4C4hWontzF4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Richard Ashcroft
«Natural Rebel»


Не сказать, что в последние годы у Ричарда Эшкрофта все было хорошо с новыми записями. Бывший лидер The Verve создал очень странную группу United Nations Of Sound и записал с ней один альбом, который получился гораздо слабее, чем можно было ожидать. Предыдущий же сольный альбом Эшкрофта «These People», несмотря на наличие нескольких фирменных баллад, ничего нового не содержал и местами звучал как самоповтор.

Нет сюрпризов и на «Natural Rebel». Разве что новый альбом великолепно слушается фоном. И такое у Эшкрофта, кажется, впервые. Первые три песни вызывают четкие ассоциации с длительным автомобильным путешествием. Причем в комфортабельном салоне и с хорошей аудиосистемой. И сам Эшкрофт, и его музыканты выполняют свою работу безукоризненно точно, на «Natural Rebel» нет ни одного лишнего звука, который может потревожить или удивить. Являющийся одним из самых узнаваемых певцов брит-попа 90-х, Эшкрофт в отличной вокальной форме, а аранжировки его новых песен украшены размашистыми струнными и мягкими гитарными партиями.

В «Surprised by the Joy» Ричард впервые может напомнить Тома Петти, но уже в следующей «That's How Strong» звучит максимально приближенно к лучшим песням The Verve. «Natural Rebel» движется намеченной дорогой и дальше: несколько энергичных роковых песен для старшего поколения и еще одна отличная баллада («A Man In Motion») перед завершением альбома.

Будет несправедливо назвать этот альбом скучным, скорее он спокойный и безмятежный. И работа подобного плана, наверное, не самый плохой выход для опытного артиста с солидным запасом хитов и устоявшейся за годы фан-базой.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/xpL3yzZdUQs" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music


«Forever Neverland»


Карен Эстред, выступающая под псевдонимом MØ, начала свою карьеру в 2006 году, будучи участницей разных музыкальных проектов, самым известным из которых стал панк-дуэт MOR. Со временем певица стала уделять больше времени сольному творчеству, приобретая все больше и больше поклонников в своей родной Дании. Прорыв певице обеспечил ее дебютный лонгплей «No Mythologies to Follow» (2014), благодаря которому она стала известна за пределами своей родины. Экспериментальный электропоп MØ моментально обратил на себя внимание всех профильных изданий, а сама Карен попала в многочисленные списки перспективных музыкантов. После выхода «No Mythologies to Follow» Эстред выпустила несколько успешных синглов, а также сотрудничала с Major Lazer и Джастином Бибером.

В отличие от дебютника, «Forever Neverland» заметно ближе к современному мейнстрим-попу, в новых песнях Карен стало меньше той мрачной и загадочной атмосферы, что была присуща «No Mythologies to Follow». Тем не менее MØ удается вставлять в свой электропоп неожиданные аранжировочные решения вроде звуков флейты в пилотном сингле «Way Out», что заметно освежает песню. В итоге «Forever Neverland» оказывается на своеобразном перепутье: он не является наглым коммерческим попом, но и уже достаточно далеко ушел от экстравагантного и независимого звучания. Этим он и интересен.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/9DSeYePrEoI" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать на Яндекс.Музыке
Слушать на Apple Music

Matthew Dear
«Bunny»


На протяжении своей карьеры Мэттью Дир выпустил огромное количество музыки под разными псевдонимами, в сотрудничестве с разными музыкантами, в самых разных жанрах, но больше всего он известен как техно-музыкант и основатель культового электронного лейбла Ghostly International.

«Bunny» - его шестой альбом, выпущенный под собственным именем, и это однозначно один из самых любопытных релизов в дискографии музыканта. Как такового техно и хауса тут не так уж и много. Большинство треков на «Bunny» представляют собой именно песни, которые Мэттью превращает в неторопливые и эйфорические музыкальные полотна на стыке дрим-попа и экспериментальной электроники. Несмотря на то, что открывает альбом довольно типичный для Дира трек «Bunny's Dream», на альбоме находится немало сюрпризов вроде монотонного «Duke of Dens» или «Electricity», в котором могут померещиться даже Дэвид Боуи и Talking Heads.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/NXBB64jkDVk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

Слушать ВКонтакте
Слушать на Apple Music


Сергей Науменко
Роман Дранников
06.11.2018