Холли Херндон: футуристический фолк
с искусственным интеллектом

Наша рецензия на новый альбом Холли Херндон «PROTO», при записи которого поп-авангардистка, выступавшая на разогреве у Radiohead в одном из туров, использовала искусственный интеллект.


На «PROTO» Холли Херндон как композитор проявила себя с самой лучшей стороны: при всей сложности концепции ее новая работа слушается буквально на одном дыхании. Резидент культового лейбла 4AD, пишущая докторскую диссертацию в Стэнфорде и выступавшая на разогреве у Radiohead в одном из туров, умница и красавица Херндон на каждом своем альбоме исследует связь между человеком и технологиями, но, кажется, впервые ей удалось создать запись, которую можно рекомендовать даже неподготовленным слушателям. «PROTO» придется по вкусу ценителям поздней Бьорк с ее экспериментами в той же сфере. С этой пластинки, пожалуй, даже можно начинать знакомство с творчеством поп-авангардистки. И это при том, что в записи альбома принял участие ни много ни мало самый настоящий искусственный интеллект.


Оцените замысел! Холли и ее муж создали интеллектуальную систему, обученную слушать музыку, которую записали Херндон и ее музыканты, а потом сочинять и исполнять свои собственные произведения, подражая тому, что услышала. Искусственный интеллект назвали Spawn, то есть «икринка», «малёк», «выкормыш», «отпрыск», «детище», ну или «исчадие», если угодно. Всю юность Холли пела в хоре — и церковном, и светском, и одной из основных задач Spawn было научиться ориентироваться в вокальных партиях солистов и хора. При прослушивании альбома, естественно, непонятно, какой кусок сочинил искусственный интеллект, а какой — люди.

На «PROTO» столетние фолк-традиции пересекаются с современными технологиями, а человеческие голоса переплетаются с синтезированным вокалом и мощными замысловатыми битами. В результате получается пышное, возвышенное цельное произведение, поражающий воображение футуристический фолк. Только представьте себе будущее, в котором по селам и городам проносятся электромобили, из которых фигачит трек «Frontier» (а не вот это вот все, что обычно). Это будущее, в котором хочется оказаться!

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/rvNqNgHAEys" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

«PROTO» устроен так, что на нем совсем «трудные» треки (вроде «Godmother», записанного совместно с электронщицей Jlin) чередуются с более доступными для восприятия, из-за чего экспериментальная по сути пластинка слушается довольно легко. Это даже оказывает какой-то специфический эффект на мозг и уши: сначала тебя убаюкивают на волнах фолка будущего, а затем швыряют вниз головой в темные воды жесткого IDM.

После первого сингла «Eternal» с неожиданным отличным поп-хуком в припеве идет дарк-эмбиент «Crawler», а за ним — рассказанная детским голосом сай-фай-сказка «Extreme Love», первой фразой в которой является цитата из рассказа Айзека Азимова «Последний вопрос». За мощным вторым синглом «Frontier» следует будто бы переливающийся на солнце вокальный эмбиент «Fear, Uncertainty, Doubt», а затем — почти «энигмовская» «SWIM». Структура «PROTO» продумана от и до: если открывает альбом жутковатый тревожный трек «Birth» («Рождение»), то завершает его мягкий и мелодичный «Last Gasp», то есть «Последний вздох».

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425px;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/7372352/">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/7372352'>PROTO</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/3609935'>Holly Herndon</a> на Яндекс.Музыке</iframe>


Роман Дранников
29.05.2019