15 лет альбому Interpol «Turn On The Bright Lights»
20 августа исполнилось 15 лет со дня выхода знаменитого альбома группы Interpol «Turn On The Bright Light», знаковой пластинки 2000-х, запустившей волну возрождения постпанка.
До своего дебютного альбома «Turn On The Bright Lights» Interpol прошли тернистый путь, по полной испытав на себе все трудности начального этапа деятельности рок-группы. Созданный Дэниелом Кесслером коллектив не имел постоянного названия и свои первые шаги делал в душных и маленьких клубах, редко собирая больше 30 человек. Карлос Дэнглер, бас-гитарист группы, самостоятельно печатал и распространял флаеры, а первую демозапись Interpol сделали на аудиокассетах за свои собственные деньги, так и не заручившись поддержкой какого-либо лейбла.
Положение вещей сильно изменил короткий тур по Великобритании и выступление на шоу Джона Пила - легендарного радиоведущего, открывшего миру множество андеграундных музыкантов. После этого Interpol заключили контракт с Matador Records, специализирующимся на инди-музыке, и в августе 2002 года «Turn On The Bright Lights» вышел в свет.

Фотография Джоша Ротштейна
Выход альбома удачно для группы совпал с удручающим положением, в котором оказалась гитарная музыка в начале 2000-х. «Turn On The Bright Lights» стал настоящим глотком свежего воздуха на фоне засилья рэп-кора, слащавого «альтернативного» рока тех лет и бесчисленных последователей брит-попа 90-х годов. Interpol же явно вдохновлялись музыкой 80-х годов и уверенно заняли вакантное место Joy Division, The Chameleons и прочих постпанк-групп того времени.
Переслушивая «Turn On The Bright Lights» сегодня, можно отметить его абсолютную законченность и цельность. Кажется, если убрать какую-либо песню из трек-листа, то эффект уже не будет столь впечатляющим. За бортом альбома осталось несколько великолепных би-сайдов, в том числе «Song Seven» и «Specialist», но и они были бы тут лишними, как бы противоречиво это ни звучало.
Основной каркас этого альбома - угрюмые и плотные гитарные боевики с редкими островками спокойствия вроде «NYC» и «Hands Away». Открывающая альбом «Untitled», по словам участников группы, долгое время служила лишь как интро к концертным выступлениям группы, но на «Turn On The Bright Lights» превратилась в полноценную песню с редкими строчками текста и стеной звука, достойной My Bloody Valentine.
«Obstacle 1», помимо всех прочих своих преимуществ, является бенефисом Карлоса Дэнглера и его уникальной манеры игры на бас-гитаре. Вообще, его влияние на звучание этого альбома колоссально: не зря среди участников группы бытовала шутка, что альбом стоило бы назвать «Celebrated Basslines of the Future». По иронии судьбы, Карлос покинул группу в 2010 году, а главной причиной послужило то, что он бас-гитаристом себя никогда не ощущал, и этот инструмент ему банально надоел.
Другой яркой особенностью альбома является голос и лирика Пола Бэнкса. Его отстраненная вокальная манера отлично сочетается с текстами, наполненными любовными коллизиями и эротическими намеками.
Характерно, что большинство песен имеют небанальную структуру, и самым ярким примером в этом плане является «The New». Ближе к середине атмосфера этой элегантной баллады резко меняется: слушателя ждет продолжительная инструментальная часть с типичной для Interpol диссонансной гитарной перекличкой. Эмоционального пика альбом достигает в закрывающей «Leif Erikson», названной в честь исландского мореплавателя, посетившего Северную Америку задолго до Христофора Колумба. Однако среди фанатов бытует версия, что это отсылка к роману-трилогии Роберта Антона Уилсона и Роберта Ши «Иллюминатус», в котором фигурирует подводная лодка с таким же названием. Косвенно это подтверждает наличие том же романе персонажа по имени Стелла, что отсылает к треку «Stella Was A Diver And She Was Always Down».
Спустя 15 лет можно уверенно заявить, что «Turn On The Bright Lights» приобрел культовый статус: необычайный интерес к постпанку на протяжении всех этих лет во многом вызван именно этим альбомом. Пластинка прорубила для большого количества групп выход к массовому слушателю и породила массу последователей. Так называемый «постпанк ривайвл» стал мощной тенденцией, охватив своей волной не только англоязычные страны. С огромным энтузиазмом он был воспринят и в России, где целая плеяда молодых групп по сей день исполняет мрачную музыку с низким вокалом.
Сергей Науменко



