Volhvovski: ничего нового
уровня Nirvana
давно не происходило

Если присмотреться к воронежской инди-сцене, то очень быстро станет понятно, что девушек на ней - раз, два и обчелся. А уж найти такую, которая с сольным проектом, да чтоб группа одной девушки, - та еще задача. Мы поискали и нашли. 25-летняя девушка Юля, творящая под вывеской Volhvovski, исполняет актуальную во всех отношениях гитарную инди-музыку и смело экспериментирует. Мы поговорили с ней об увлеченности современной молодежи поп-культурой 1990-х, женоненавистнических хип-хоп-текстах, засилии ненормативной лексики в сегодняшней поп-музыке, феминизме и проблемах локальной инди-сцены.


- У нашего с тобой разговора есть предыстория, и, мне кажется, читатели должны ее знать. Идея интервью с тобой появилась после публикации интервью с группой Violet, в котором они высказали свое мнение о доброй половине представителей воронежской инди-сцены, в том числе и о тебе. Поэтом первым делом хочу спросить, как ты относишься к критике? Легко ли переносишь нападки на свое творчество?

- Крайне болезненно реагирую на критику! Не важно, относится ли критика к моему творчеству или ко мне лично. Хотя я знаю, что это неправильно. Потому что критику нужно адекватно воспринимать, анализировать…

- Ну, бывает же конструктивная критика, а бывает что-то вроде «ты - г*вно»…

- Такая критика тоже ведь не берется из ниоткуда.

- Скорее всего, сказавшего это в детстве кто-то сильно обидел.

- Может быть, но он же не идет по улице и наобум не нападает на людей с этой фразой. Нужно конструктивно реагировать на любую критику и не переживать из-за нее. Но я все равно переживаю. У меня очень низкая самооценка, я переживаю по любому поводу, правда, при этом не испытываю какой-то ненависти к критикующему. Мне постоянно кажется, что не он плохой человек, а это со мной что-то не так. Поэтому я сейчас очень активно работаю над проблемой с моей низкой самооценкой.

- Как ты это делаешь?

- Я стала доверять комплиментам, которые мне говорят близкие люди. Раньше я пропускала все это мимо ушей, а теперь решила - раз говорят, что я красивая и талантливая, значит так оно и есть!

- А что ты думаешь о группе Violet?

- Мне они очень нравятся, и мне очень нравились Surfer Rose. Группа буквально образовалась на моих глазах, потому что мы с их гитаристом Сережей дружим со школы. Это мой лучший друг. Surfer Rose делали очень крутую музыку, на тот момент в Воронеже такого точно не было.

- А сейчас есть? Кто из воронежских исполнителей тебе нравится?

- Я кроме тех же Violet и, может быть, Mind Flowers ничего не назову. Я совсем сейчас не слежу за этим. Наверняка есть какие-то достойные группы. Mind Flowers я знаю, потому что с ними работает мой звукарь, Джаджа. А у Violet я не пропускаю ни одного концерта, потому что хожу на них совершенно бесплатно!


- Сережа из Violet выполняет только функцию инструменталиста на твоих выступлениях, или этим ваше сотрудничество не ограничивается?

- К 14 февраля мы выпустили песню «Oak Tree», над которой работали совместно. Мы сидели пьяные у меня на кухне в декабре. Сережа начал что-то наигрывать, я - что-то напевать. Получилось интересно, и мы решили сделать из этого песню, хотя изначально ничего такого не планировалось. Когда мы договаривались, что будем вместе играть, речь шла исключительно о том, что - цитирую Сережу: «Я буду просто помогать тебе на выступлениях, я не являюсь частью Volhvovski».

- А есть другие составляющие Volhvovski кроме тебя?


- Нет, это проект одного человека. Меня. (Смеется.) Хотя, наверное, эгоистично так говорить. Все недавние треки - кроме «Hyperventilation», который я полностью записала сама и очень этим горжусь, - я записала дома на свой айфон с помощью Сережи. И у меня есть звукарь Джаджа, Александр Чудинов, с которым я с 2011 года записываю песни. Можно сказать, что он мой саундпродюсер.

- Готовится какой-то релиз?

- Сейчас я делаю трек совместно с воронежским электронщиком Numback. Он очень классный парень, я советую всем его послушать. Хотя я не любительница электронной музыки, я была очень впечатлена его творчеством. А еще меня недавно прорвало, я начала в Garage Band дрим-поп-треки писать, планирую выпустить мини-альбом с таким звучанием. Продакшн к одному из этих треков сейчас делает тот же самый Numback совместно с Джаджей. Осталось дописать вокал, поменять синты в припеве. Я думаю, через месяц или два эти два трека точно выйдут. Еще планируются студийные версии двух треков, которые я дома записала на айфоне. Причем в качестве шейкера я использовала баночку с зубочистками, такой вот прикольный факт. Я их выложила в сеть с пометкой wtf home version.

<iframe width="100%" height="350" scrolling="no" frameborder="no" allow="autoplay" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/584710362&amp;color=%23ff5500&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false&amp;show_teaser=true&amp;visual=true"></iframe>

- Что ты делаешь для продвижения своей музыки? Ну, помимо выкладывания треков в ВК.

- О, ничего! У меня очень странная политика по этому поводу, которая заключается в том, что ее нет! (Смеется.)

- То есть, ты ни разу не пробовала отправить свои песни в популярные паблики с отечественной инди-музыкой вроде «Родного звука», «Стороны»?

- Нет, но, например, воронежские паблики похоже сами мониторят и выкладывают что им понравилось. Были пара случаев, когда мои треки публиковали какие-то большие паблики, но я не знаю, как это произошло. Я сама для этого ничего не делала. Я несколько раз отправляла треки на лейблы, ниоткуда ответа не получила. Но я к этому нормально отношусь: с одной стороны, конечно, хочется, чтобы что-то такое произошло, а с другой - я не уверена, что готова к этому. Порой кажется, что мне вполне достаточно тех моих пятисот слушателей, которые с разной периодичностью ходят на мои выступления. Я недавно думала, что ничего не происходит, может быть, потому что пока и не надо, потому что я морально к этому не готова. К тому же не факт, что моя музыка получит когда-нибудь большой успех в России, потому что она англоязычная, да и не любили здесь такую музыку особенно никогда…

- Кстати, да! Ты же поешь на английском, а ведь сейчас модно сочинять на русском, и даже те, кто начинал лет пять назад с песен на английском, сейчас, повинуясь тренду, перешли на русский. Ты так демонстрируешь свой нонконформизм или это что-то другое?

- Так получилось, что меня начали учить английскому языку, как только я стала вообще говорить, когда мне еще года не было. Так что для меня вполне нормально думать на английском, даже сны иногда снятся на английском. При этом я очень люблю русский язык и воспринимаю поэзию только на русском. Стихи на английском меня так не трогают. И русскоязычную музыку я люблю. Земфиру, например… Но сама писать на русском я не люблю.

<iframe width="100%" height="350" scrolling="no" frameborder="no" allow="autoplay" src="https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/584710020&amp;color=%23ff5500&amp;auto_play=false&amp;hide_related=false&amp;show_comments=true&amp;show_user=true&amp;show_reposts=false&amp;show_teaser=true&amp;visual=true"></iframe>

- Фронтвумен питерской группы Angelic Milk в недавнем интервью призналась, что ей не нравится никто из современной русской музыки, ее вайб не совпадает с тем, что сейчас происходит на отечественной инди-сцене, и ей от этого бывает одиноко. У тебя примерно такой же случай, ты ее понимаешь?

- Да, я, наверное, могу подписаться под ее словами! Но, возможно, есть исполнители, которых я просто не слышала. И, скорее всего, есть куча таких ребят, как я, которых просто никто не знает, а они при этом что-то классное делают.

- То есть из того, что стало популярным за последние несколько лет, тебе ничего не нравится? Вот эта вся пресловутая новая русская волна…

- Вообще ничего не могу выделить, ничего не нравится. Но это не вызывает у меня каких-то негативных эмоций, я понимаю, что время движется, у каждого поколения свои интересы…

- А как ты относишься к ненормативной лексике в современной музыке? Кажется, что раньше без нее прекрасно обходились даже рок-музыканты, а сейчас это чуть ли не обязательный элемент даже в поп-музыке? Причем, и «у нас», и «у них».

- Двояко я к этому отношусь. Я могу ввернуть в свои англоязычные тексты какое-нибудь словечко, когда в песне рассказываю о своих панических атаках, о своих страхах… Но я считаю, что это не должно делаться ради хайпа, эпатажа. Чтобы подростки на концерте делали так - «Уу-у-у». Этим сейчас рэп, кстати, грешит…

- Ну, рэп, в общем-то, всегда этим грешил! А вот в поп-музыку это, кажется, пришло в конце 2000-х вместе с Ланой Дель Рей и The Weeknd, которые делают такую, в целом, радиоформатную музыку, но она при этом перенасыщена крепкими словечками. Все быстро подхватили этот прием, и понеслось…

- Кстати, да, похоже на то. Но известно же, что мода бросается из крайности в крайность, и, может быть, через несколько лет этот тренд сойдет на нет, и станет модно, чтобы все выражались суперкультурно! Я не очень разбираюсь в рэпе, но в последнее время появились такие рэперы, которые выглядят, как гопники в своих спортивных костюмах, но при этом их тексты какие-то интеллигентные, осмысленные. И даже, если они матюкаются, то делают это как-то красиво!


- Мне казалось, что хип-хоп для современных 20-летних - это обязательная составляющая их плей-листов. А ты говоришь, что не разбираешься…

- Я просто никогда особенно не любила эту музыку. У меня есть пара любимых хип-хоп-треков, которые я могу включить на вечеринке, а еще мой молодой человек слушает этого, как его?.. Хаски, во! (Смеется.) Но слушать это в наушниках наедине с собой я не буду, конечно.

- У тебя с твоим молодым человеком не совпадают музыкальные предпочтения?

- Почти нет. Исключением могут быть разве что какие-то совсем общеизвестные группы, вроде Radiohead. Но я от них без ума, а для него это просто прикольно. На самом деле мои музыкальные предпочтения не совпадают не только с современной молодежью, но и с моими ровесниками. Я очень люблю все, что было создано в 1990-х и в начале 2000-х. Плюс это зачастую очень малоизвестные исполнители. Я не специально так выбираю, но многих групп, которые мне действительно очень нравятся, в моем окружении вообще никто не знает.

- Мне кажется, что с 1990-ми ты как раз в тренде! Как ты думаешь, почему твое (да и предыдущие тоже) поколение так увлечено музыкой и вообще поп-культурой
1990-х?


- Я, когда была маленькой, прочитала, что мода возвращается каждые 20−25 лет, и сейчас я вижу, что это похоже на правду. Это касается и одежды, и VHS-фильтров в сторис, и новых фильмов об этом десятилетии… Мне всегда нравились 90-е, не знаю, чем они меня так сильно зацепили. Я, конечно, не могу знать, как там все было на самом деле, но я росла с этим. Когда я, будучи подростком, смотрела фильмы из 1990-х и видела все эти юбки с высокой талией, джинсы-бойфренды, я очень сожалела, что это уже никогда не будет снова в моде. И потом - бац! - прошло пять лет, и повсюду эта высокая талия…

- Другое дело, что кому-то это идет, а кому нет, но носят все подряд…

- Согласна!

- А не думаешь ли ты, что увлеченность молодых людей поп-культурой 1990-х связано с тем, что последние два новых десятилетия не были такими уж яркими, не были так насыщены новыми открытиями?

- Возможно! Потому что иногда возникает такое ощущение, что все как будто иссякло, что ли, нет каких-то особенно новых идей. Грубо говоря, ничего нового уровня Курта Кобейна или Тома Йорка или Massive Attack давно не появлялось. Тогда они как цветы распускались после дождя, просто повсеместно! Можно взять любой год из 1990-х, и там будет просто масса новых крутых исполнителей. А сейчас… Может быть, это я действительно не выкупаю… Может быть, какая-нибудь Юля через двадцать лет будет восхищаться какими-то сегодняшними новыми исполнителями.

Топ-10 инди-девушек из 1990-х
и начала 2000-х от Волхвовски

<div id="vk_playlist_-80328539_84119087" style="width: 100%; height: 403px; background: none;"><iframe name="fXD5e539" frameborder="0" src="https://vk.com/widget_playlist.php?app=0&amp;width=100%25&amp;_ver=1&amp;oid=-80328539&amp;pid=84119087&amp;hash=69a31563e6a1a791b7&amp;startWidth=740&amp;url=https%3A%2F%2Fafishaplus.ru%2Fvolhvovski-interview&amp;referrer=https%3A%2F%2Fafishaplus.ru%2Fvolhvovski-interview&amp;title=Volhvovski%3A%20%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F%20Nirvana%20%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BE&amp;169572927b3" width="100%" height="100%" scrolling="no" id="vkwidget1" style="overflow: hidden; height: 403px;"></iframe></div> <script type="text/javascript" src="https://vk.com/js/api/openapi.js?160"></script> <script type="text/javascript"> (function() { VK.Widgets.Playlist("vk_playlist_-80328539_84119087", -80328539, 84119087,'69a31563e6a1a791b7'); }()); </script>
1. Пи Джей Харви

Одна из моих самых любимых исполнительниц и идейный вдохновитель.

2. Фиона Эппл

С Фионой меня очень роднит сиплое контральто и любовь к низким нотам. Впервые я обратила на нее внимание, когда пересматривала любимый мультсериал «Дарья».

3. Келли Али (Sneaker Pimps)

На первых альбомах Sneaker Pimps пела она, потом, по официальной версии, было решено, что группа «слишком похожа на Portishead» (лол, ну камон), и Келли убрали. Но это ей вообще не помешало сделать сольный проект.

4. Ladytron

«Ледитрон» я слушаю лет с 15-ти, и тогда это стало для меня большим откровением: до того слушала по большей части гитарные группы. Обожаю до сих пор, в восторге от нового альбома.

5. Бьорк

Ну, тут даже говорить что-то излишне, и так все всем понятно. Способна переслушивать часами, а потом зарываться в пучины бесконечных комплексов.

6. Элисон Моссхарт (The Kills)

У Элисон шикарный грязный вокал, интересные чокнутые тексты, она очень красивая и всегда стильно выглядит. Ну, как ее не любить?

7. Амброзия Парсли (Shivaree)

Девочка с растительным именем и сладким кабаре-голоском покорила мое сердечко еще в подростковом возрасте. Несколько лет назад она выпустила сольный альбом с нежнейшими треками, которые можно переслушивать вечно.

8. Splendora

Я про них вообще практически ничего не знаю, кроме того, что они сделали заглавный трек «Дарьи» (вот это «ла-ла-ла-ла-лаааа»). Это такой девчачий гранж с грязными гитарами, разнузданным вокалом и смелыми текстами.

9. Эви Джейн

Я знаю, знаю, «это же совсем не девяностые», скажете вы, но лучше сначала послушайте, а потом говорите. Она выглядит, разговаривает и поет прям «как тогда», пишет всю музыку и тексты сама, и вообще суперталантище. «My name is Evy Jane. Evy - like heavy and Jane - like pain», - часто говорит она, и эта фраза в принципе отлично олицетворяет ее как личность.

10. Аманда Палмер (Dresden Dolls)

Это очень странная и сумасшедшая смесь из панка и немецкого кабаре. Откровенный разврат, гротеск и бьющие не в бровь, а в глаз смелые тексты.

- Я как-то наткнулся на твой пост с клипом Канье Уэста и Лил Пампа и с пародией на него от Киркорова и Баскова. Ты правда считаешь, что это прикольно?

- Это была такая моя небольшая попытка идти в ногу со временем! Но она провалилась!.. (Смеется.)

- То есть, ты уже не считаешь, что это прикольно?

- Я на самом деле считаю, что это прикольно! Но проблема в том, что я это выложила в надежде, что я на хайпе, а оказалось, что уже нет… (Смеется.)

- А что насчет дико женоненавистнического текста песни? Вспоминается Курт Кобейн, который в одном из интервью признался, что несмотря на то, что ему нравится хип-хоп, он не может слушать большую его часть из-за зашкаливающего женоненавистничества.

- Ну это же все несерьезно, это стеб! Все мы прекрасно знаем, что Канье Уэст очень любит свою жену и просто на руках ее носит, сдувает с нее пылинки…

- Но это же не отменяет того, что к остальным женщинам он может относится так как поется в этой песне…

- Главное, чтоб жену любил! Можете закидывать меня тапками, но я хочу сказать, что я не феминистка! Грубо говоря, мне достаточно тех прав, которые у меня есть по рождению: я могу дышать, кушать, что хочу, голосовать…

- Ну голосовать как раз женщины до определенного момента не имели права! Это как раз заслуга феминисток…

- Да, я благодарна феминизму за то, что мы сейчас имеем. Но я жутко не люблю так называемых фемок, вот этих агрессивных феминисток… Мне кажется странным, что женщины должны бороться за то, чтобы работать в мужских профессиях. Меня вымораживает тезис, что мы ничем не отличаемся от мужчин. Еще как отличаемся! Я обожаю проводить время на кухне, готовить, обожаю дарить тепло своему любимому, и я считаю правильным, что это он чинит в доме розетки. Меня устраивает такое классическое распределение ролей. И еще мне по фигу, что в песне Канье Уэста унизительный для женщин текст. Я воспринимаю все эти пошлые хип-хоп-тексты как сексуальную игру, в которой мужчина на определенное время занимает доминирующую позицию. Обычная практика, ничего плохого в этом нет. Они же не бьют женщин на улицах…

- Мы не знаем! К тому же некоторые особенно неустойчивые психически молодые люди могут воспринять это как инструкцию… Не сталкивалась ли ты с какими-нибудь наглыми приставаниями в барах, клубах?..

- Нет, на меня только пьяные женщины нападали в барах! Я не считаю, что музыка, кино или видеоигры могут склонить к жестоким действиям. Ни фига подобного! Когда я была подростком, я постоянно месила проституток в GTA! И ничего, абсолютно нормальным человеком выросла. В жизни никого не обижу, люблю котиков, собачек и людей. И все прекрасно в моей жизни! (Смеется.)

- Отличный был бы финал для интервью! (Смеемся.)


- Я видел, что в одном из постов в ВК ты как-то рассказывала о некой площадке, отказавший тебе в выступлении, и жаловалась на закрытость воронежских молодежных пространств для молодых инди-музыкантов и консерватизм их арт-директоров. Говорила, что они предпочитают беспроигрышные варианты с кавер-группами. Как ты думаешь, в чем причина такой негибкости воронежских заведений?

- Да, есть такая проблема! И я не думаю, что она исключительно воронежская. Но дело не в том, что кавер-группы пользуются большим спросом. Могу признаться, что я и сама пою в кавер-группе. Проблема в деньгах. Если бы я тому же заведению предложила свое выступление бесплатно, они бы без вопросов дали бы мне такую возможность. Проблема в том, что никто не хочет платить! «Что тебе сложно? Приедешь за 17 рублей на маршрутке, час отыграешь», - такое примерно отношение процветает в воронежских заведениях. Они не понимают, что это работа. Что музыканты годами тратят массу времени, сил и денег. Покупают инструменты, арендуют репетиционные базы, занимаются с преподавателями, регулярно часами репетируют, годами совершенствуются. Они не понимают, что музыкантам нужно привезти на выступление свою аппаратуру, потом ее увезти. Я всегда зову Джаджу на свои концерты, он работает со мной бесплатно, просто потому что мы близкие друзья. Хотя, вообще-то, звукорежиссер - это достаточно дорогостоящая услуга. И все это ради того, чтобы мне, такой талантливой и красивой в специально купленной для выступлений одежде, заявили: «Ну, тысячи тебе хватит?»

- То есть не получается зарабатывать музыкой на жизнь?

- Почему, получается. Я живу за счет выступлений и больше нигде не работаю. Но живу скромненько. Летом живу хорошо, потому что на улице играю, возле «Пролётки» в основном. А это весьма приличные деньги. Я не считаю это чем-то зазорным, мне это нравится. За счет только выступлений в местных заведениях я бы не прожила, конечно. Может быть в других городах дело обстоит иначе, я не знаю…

- Ну в Москве, наверное…

- Я не знаю, в Москве очень давно не была…

- Ты не ездишь на всякие «Пикники „Афиши“» и прочие модные мероприятия?

- Не-а, это слишком дорого для меня!

- Как так получилось, что ты решила стать музыкантом?

- Ой, я не знаю! Это все равно, что спросить, а как так получилось, что твой любимый цвет - зеленый…

- Нет, ну, я имею в виду, есть ли у тебя какое-то специальное образование, например.

- Нет. Родители отдали меня в музыкалку на гитару, когда мне было лет десять. Я три года там отзанималась, потом мне все это дело надоело, я бросила. Мне надоело играть всякие их прелюдии. Спустя год я снова взяла в руки гитару и начала сама подбирать на слух песни Nirvana, Аврил Лавин, господи прости… То есть всему, что я сейчас умею - это, конечно, не много, но тем не менее, - я научилась сама. А в музыкалке учили какой-то фигне…


- Ты сказала, что специально для выступлений одежду покупаешь. Есть какая-то разница между девушкой Юлей и ее сценическим воплощением Volhvovski?

- Ну самом деле, конечно, есть, но она минимальная. Я бы даже сказала, что Volhvovski - это такая настоящая Юля. Вне сцены, в реальной жизни меня считают очень счастливым человеком, но на самом деле это очень далеко от правды. Я постоянно всем улыбаюсь, мне постоянно неловко кому-нибудь что-то недодать. Если я кондуктору в автобусе не улыбнусь, то потом весь день буду себя за это укорять: а вдруг моя улыбка что-то изменила бы!

- Слушай, но это неплохое отношение к жизни!

- Да! Но мне это сильно мешает, потому что по своей натуре я грустный человек. И достаточно одинокий. Окружающие меня люди не видят этого, потому что я через силу всегда улыбаюсь, я просто не могу по-другому.

- Думаешь, тебе стало бы легче, если бы ты постоянно ходила с угрюмым видом?

- Да нет, просто я трачу на это очень много энергии. А Volhvovski - это такой честный рассказ о том, кто я на самом деле. Через что мне приходится проходить. Могу признаться, что у меня есть определенные психологические проблемы, и я посещаю психотерапевта.

- Ты ему платишь за это?

- Нет, мне очень повезло. Я начала к нему ходить, когда была студенткой. Он работал в студенческой поликлинике. И до сих пор он меня принимает бесплатно, хотя я уже давно не студентка.

- Но ведь это очень похоже на тот случай, когда музыкантам не платят за выступление…

- Кажется, ему просто самому интересно со мной работать. Для него я интересный случай! Он порой сам мне пишет, звонит, беспокоится обо мне, одним словом. И у меня есть очень сильная потребность делиться своими переживаниями, но в реальной жизни я не могу этого делать, потому что боюсь близким людям испортить настроение. Поэтому все свои эмоции я выплескиваю в музыку.

Volhvovski @ ВКонтакте
Volhvovski @ Instagram
Интервью и фотосъемка проходили в кофейне «Замешательство». Спасибо им за гостеприимство!


Роман Дранников
Фотографии Евгении Небольсиной
07.03.2019