«Основано на реальных событиях»: Ева Грин со скалкой
Показанный вне конкурса на прошлогоднем Каннском кинофестивале новый фильм Романа Полански «Основано на реальных событиях» так и не попал в российский прокат. Но щедрый интернет даёт возможность ознакомиться с психологическим триллером в хорошем качестве с субтитрами.
В 90-е это считалось знаком качества. Смотришь какой-нибудь американский фильм, а тебе там переводчик важным голосом сообщает: «Фильм основан на реальных событиях». А ты сидишь себе, киваешь с благоговением, внимаешь.
Вечная история - соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Анджей Вайда говорил, что если снять на камеру реальное повешение человека, оно будет выглядеть неправдоподобно. В своём новом фильме, снятом по книге Дельфины де Виган, которую режиссёру посоветовала прочесть его жена Эммануэль Сенье, Полански препарирует не сам феномен, насколько правда жизни конвертируема в художественную, сколько задаёт вопрос: «Какова цена этой правды для самого писателя, насколько болезненно переплавлять плоть своей жизни в буковки, приводящие в трепет читателя?».
Дельфин (Эммануэль Сенье) - писательница, выпустившая новую книгу и обретшая долгожданную известность. Книга посвящена самоубийству её матери, и, быть может, поэтому так интересна преимущественно женской аудитории.
Вместе со славой приходит депрессия, вместе с депрессией - загадочная роковая Эль (Ева Грин). Представившись преданной поклонницей, она уже скоро проникает в жизнь Дельфин и начинает сильно на неё влиять. Вплоть до того, что даёт советы, как нужно писать. Кстати, Эль сама пишет в жанре нон-фикшн, как правило, биографии известных людей. Правда, в качестве литературного негра - соответственно, славы никакой.
Франсуа (Венсан Перес), мужу Дельфин, такой расклад кажется подозрительным. Только он слишком увлечён своей творческой карьерой, чтобы встревожиться всерьёз. Он уезжает тусить с Йаном МакЮэном, Томасом Пинчоном и другими звёздами литературы. В то время, как Дельфин оказывается в распоряжении Эль.
Только ленивый не сравнивал новую работу Полански с «Мизери», нам же вспоминается ещё и недавняя «Талли». Проблематика та же - невнимательный мужчина, одинокая женщина, психическое расстройство - только решена она в другом ключе.
В «Мизери» все очевидно: цель героя - смотаться подобру-поздорову от ополоумевшей читательницы. Здесь же Дельфин - то ли с целью оправдать свою слабость и ведомость, то ли в поисках острых ощущений, необходимых для новой книги - решает наблюдать за жизнью Эль. Все это перерастает в параноидальную игру, в ходе которой вообще задаёшься вопросом: «А была ли девочка?». В смысле - Эль. Или она плод воображения самой Дельфин, измученной одиночеством и неуверенностью в себе.
После камерных полутеатральных «Резни» и «Венеры в мехах» Полански вернулся к одному из своих излюбленных жанров - параноидальному триллеру в духе «Отвращения» или «Жильца». Естественно, полностью повторяться Полански не стал. В атмосферу паранойи и саспенса он на этот раз поместил двух женщин, чего раньше не делал. Быть может, режиссёром двигал мотив полюбоваться на свою любимую Эммануэль Сенье в кадре с неподражаемой Евой Грин? Две главные героини, вставшие в боевую стойку, - это незабываемое зрелище! Ева Грин, крушащая скалкой бытовую технику и Эммануэль Сенье, хромающая на костылях и спасающаяся от автомобиля, который несётся на нее со скоростью добрых сто миль в час, - это сильно. Любопытно, что Сенье перед нами предстает на сей раз не в роли роковой красотки, а в роли растерянной одинокой женщины. Зато Ева Грин просто расцветает в амплуа сексуальной, непредсказуемой и опасной стервы, правда, не менее одинокой.
Как говорят профессионалы от киноиндустрии, взять на себя дерзость снять фильм про писателя, изможденного муками творчества, может позволить себе только опытный, прожжённый режиссёр. 84-летний Полански, чья репутация вечно висит на нитке, чья жизнь на некоторых этапах сама похожа на триллер, вполне отвечает этому требованию. Смеем надеяться, что он ещё нас чем-нибудь удивит.
Музыку к картине написал Александр Деспла, известный по работе в «Форме воды» и «Отеле „Гранд Будапешт“». Он здесь явно старается походить на Бернарда Херрманна («Психо»), и у него это здорово получается.
Ярослав Солонин




