«Виновный»:
не врать себе

Премьера «Виновного» Густава Мёллера состоялась в прошлом году на фестивале «Сандэнс», а в этом он поборется за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Мы успели посмотреть этот фильм, и полностью убеждены: у него есть все шансы на победу.


Асгер Хольм (Якоб Седергрен) - оператор службы спасения. Сразу после начальных титров и затемнения мы видим парня в работе: формально выполняя профессиональные обязанности, он не то чтобы небрежен по отношению к обращающимся за помощью, но чувствуется во всем этом лукавое «Вам точно нужна помощь?! Не, если нужна - щас мы вам ее дадим - вагон и маленькую тележку». В подтексте чувствуется стеб. Вот звонит парень, переевший метамфетаминов и теперь испытывающий приступ паники, страх за свою жизнь. «Говорите ваш адрес, - металлическим тоном произносит Асгер, - мы вам пришлем скорую и… полицейскую машины». Гудки на той стороне провода. По ходу выяснится, что главный герой - полицейский, временно отстраненный от дел, из-за какого-то там разбирательства. Вот и дотошная журналистка ему звонит, пытаясь что-то выяснить. Поэтому вся эта служба спасения для него - как ссылка, временное недоразумение, от того и соответствующее отношение к работе.

Все махом меняется, когда Асгару звонит Ибен, и из ее странной прерывистой речи он понимает, что ее похитили. Включается все: профессионализм, эмпатия, тревога. И мне, зрителю, сразу становится интересно. Женщине грозит смертельная опасность, она под боком у похитителя, едет в каком-то фургоне в неизвестном направлении. Она прикидывается, что разговаривает с ребенком, в то время, как с помощью намеков пытается дать опознавательные признаки автомобиля.


На самом деле, экранное действие не переносится за пределы офиса, в котором работает Асгар. «Виновный» - это практически монодрама, потому что все те люди, что его окружают, - не более, чем необходимая часть интерьера. Все те, с кем он взаимодействует - коллеги с другой части города, клиенты, похищенная женщина, - все они по ту сторону провода. Неизбежно возникают ассоциации с «Локом» и нашим «Коллектором». Любая монодрама - событие, потому что все это чертовски трудно. Попробуй-ка вывезти на плечах одного актера историю, чтобы мурашки по спине, чтобы не хотелось отвлекаться на смартфон, хотя очень хочется узнать, какие фильмы снял этот режиссер, где еще снимался Якоб Седергрен, с кем еще работал оператор Яспер Спаннинг. После просмотра выясняем: для Густава Мёллера, постановщика картины, это полнометражный дебют, как и «Коллектор» для Алексея Красовского. Якоб Седергрен, правда, довольно много снимался: в его послужном списке есть даже один из отцов-основателей «Догмы-95» Томас Винтенберг и «главная феминистка британского кино» Салли Портер. У оператора тоже неплохое портфолио, состоящее, впрочем, в основном, из короткометражек и сериалов. Некоторые критики называют режиссера дебютантом, не уточняя, что он все-таки в этом деле не совсем новичок. За ним числится короткометражка «В темноте» (I Mørke), также он один из режиссеров сериала «Обман». Благодаря этому ситуация немного проясняется, ведь абсолютному новичку срежиссировать такое внятное высказывание почти невозможно.


В фильме очень тонко показана смена эмоционального состояния главного героя, его переход от эгоцентризма к самопожертвованию. Пока он сосредоточен на своей обиде, пока беспардонно разговаривает с людьми, обратившимися за помощью - мы слышим весь рабочий шум вокруг. Но чем глубже он погружается в проблемы Ибен, тем этот шум становится тише, тем сильнее мы концентрируется на главном герое, на его внутреннем шуме. То есть внутренняя концентрация - отнюдь не отстранение от проблем мира. Сначала мы полагаем, что главный ребус фильма - какой-то подвох с похитителем и жертвой, виртуозный перевертыш, но потом оказывается, что Асгер, изначально к тому не стремившийся, распутывает внутренние конфликты, связанные с чередой компромиссов, сделок с самим собой, вылившихся в постоянную внутреннюю боль.


Операторская работа Яспера Спаннинга заслуживает самых лестных слов, потому что на ней и на звуке держится та убедительная условность, в которой актер раскрывает драматический талант на полную катушку. Также хочется обратить внимание на цветовую палитру: на протяжении двух актов фильма она выдержана в холодных тонах - с преобладающим синим и немного зеленого. В общем-то, типичная картинка для скандинавского кино. Но в кульминационном моменте, когда герой принимает для себя судьбоносное решение, все окрашивается в красный, будто Асгер попал под лучи инфракрасной лампы. Именно тогда он принимает решение не врать ни себе, ни людям. Из этого мораль: иногда полезно попасть в неудобную ситуацию, которая даже может тебя выставить в неприглядном свете, но зато ты будешь знать всю правду о себе. В противном случае ты, подгоняемый ощущением собственного величия и обидой на весь мир, рискуешь забраться слишком высоко и, упав оттуда, точно расшибешься вдребезги. В этом плане, конечно, у Асгера есть надежда на спасение, в отличие от того же Артура из «Коллектора». А надежда, как известно, - компас земной. Особенно в наше время.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/NE5yU0_pmyk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>

«Виновный» оказался настолько крутым, что американская компания Bold Films уже приобрела права на его ремейк. Продюсером и исполнителем главной роли заявлен Джейк Джилленхолл. Место режиссера пока вакантно.



Ярослав Солонин
11.01.2019