«Как разговаривать с девушками на вечеринках»: инопланетные уроки любви
Посмотрели фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках», делимся впечатлениями.
«Как разговаривать с девушками на вечеринках» основан на рассказе Нила Геймана, который позже был переделан в комикс. Премьера картины состоялась в прошлом году в Каннах. И хотя фильм показывался вне конкурса, свою долю внимания он получил - не каждый же день увидишь Николь Кидман с ирокезом!
Действие разворачивается в 1977 году. Самый расцвет панк-рока, на вечеринках вовсю звучат Sex Pistols, Clash, Stranglers, Jam. Трое лондонских панков знакомятся на вечеринке с очень странными девушками. Девушки проявляют к ним огромный интерес, и вскоре становится понятно, почему. На самом деле они пришельцы, и за отпущенные им 48 часов хотят как следует изучить жизнь землян, в том числе и панк-культуру.
Энн (Алекс Шарп), самый застенчивый из ребят, влюбляется в миловидную Зан (Эль Фэннинг) и обещает ей показать, что такое настоящий панк-рок. Проблема в том, что 48 часов - это не время до отлета девушек-инопланетянок с Земли. Это время, которое им осталось жить - через 48 часов отец-учитель, подобно Кроносу, съест их всех, чтобы родить новых детей. Энн явно с таким раскладом не согласен…
Если не знаком с первоисточником, вообще не знаешь, чего ждать от фильма. Название ассоциируется с легкомысленными молодежными комедиями на тему «снял кого-нибудь?», начало вполне себе в духе «Фанатика» Стивена Фрирза про друзей-меломанов. Затем вспыхивает в голове еще несколько ассоциаций - от «Юбилея» Дерека Джармена до фильмов Алекса Кокса. Современного зрителя сложно чем-то удивить, но оригинальное соотношение элементов никто не отменял.
Трогательная лав-стори, прошибающая на слезу даже закоренелого циника, яркая киберпанк-эстетика, пробуждающая ассоциации с «Заводным апельсином», английский юмор, особенно необычный в таком контексте, море хорошей музыки. Плюс невероятный прыжок от почти будничной истории про трех незадачливых парней, ищущих девушек на вечер, до диалога между цивилизациями. Конечно, центральная тема картины - любовь, сводящая на нет тотальный разрыв между разными культурами. Любовь, как универсальный язык. Примерно такая же история могла случиться с ученым, поехавшим изучать какое-нибудь племя, и влюбившимся в аборигенку, выбранную на заклание.
Земляне преподают пришельцам урок панк-рока, но «марсианам» непонятно и чуждо понятие «свобода воли», они тоталитарны по образу мышления. Они критикуют нас за халатное обращение с планетой, мы их - за обычай есть своих детей. В конечном счете все остаются при своем мнении. И только любовь дает свои плоды, оставаясь единственной константой.
Если в рассказе Геймана все ясно, как день. Там романтическая история, там стихотворение на неизвестном языке, которое герой услышал от инопланетянки, и никаких рассусоливаний на тему, кто прав, кто виноват. То в экранизации Джона Митчелла, режиссера «Кроличьей норы», присутствует политический контекст, убивший связность сюжета, но в определенной степени обогативший сценарий идейно. Стоит отметить шикарную работу художника-постановщика, создавшего атмосферу, из которой особо эмоциональным зрителям будет не так уж и просто вынырнуть. Весело и страшно. И не так безысходно, как в «Сиде и Нэнси».
Ярослав Солонин