«Я сражаюсь с великанами»: что ни день - то подвиг

Посмотрели «Я сражаюсь с великанами», фильм от продюсеров «Гарри Поттера», экранизацию вышедшего в издательстве Image Comics одноимённого графического романа Джо Келли и художника Х. М. Кена Ниимуры.


Барбара Торнсон (Мэдисон Вульф) каждый день спасает мир от великанов, только этого никто не ценит, даже ее собственная сестра. Ее будни и выходные наполнены конфликтами: в мире фантазий она борется с исполинами, немного напоминающими дементоров, в обыденной жизни слывет сумасшедшей и отстаивает право считаться супергероем. Не сон разума порождает эти сущности: Барбара смышлена не по годам и уж точно умнее сверстницы-задиры или братьев, сутки напролет рубящихся в стрелялки. Обращая взор по ту сторону повседневных вещей и явлений, она бежит от какой-то неприятной правды.

Уже по трейлеру можно понять, что нас ждёт не обычное фэнтези. Временами это больше напоминает Терри Гиллиама, мастера находить в реальности зазор для сказки, пусть и пугающей. Подобно Джелайзе-Роуз из «Страны приливов» Барбара Торнсон меняет морок жизни, держащейся на страхе смерти, на мир болезненных фантазий. В свободное от школы время она готовит специальные приманки для титанов, мастерит для них ловушки, бродит по темному лесу и соскребает пыльцу с грибов. Подобно герою Оуэна Уилсона из «Бутылочной ракеты» скрупулезно фиксирует схемы и планы, только не ограблений, а поимки великанов, считая сказочный мир более достойным внимания, описания, наблюдения и активных действий.


Если мы обратим внимание на бюджет картины, то окажется, что он почти в десять раз меньше, чем у первого «Гарри Поттера». И уникальность дебюта Хансена состоит вовсе не в спецэффектах, достаточно скромных для жанра, а в том, что об исходном событии, которое обычно задает тон всей истории, но выносится за ее рамки, здесь умалчивается. К примеру, в том же «Гарри Поттере» таким событием является убийство родителей заглавного героя. Здесь же вплоть до кульминации мы можем только догадываться о нем, о происхождении великанов и о том, при чем здесь бейсбол.

За счет эксперимента с драматургией «Я сражаюсь с великанами» балансирует на грани авторского и жанрового кино. Мы проникаемся сопереживанием к главной героине, но не можем в полной мере понять, кто ее антагонист - великаны ли, окружение ли, досаждающее Барабаре из-за ее склонности к эскапизму. Еще одна параллель с Терри Гиллиамом: бродяга Пэрри из «Короля-рыбака», переживший личную трагедию, точно так же сражается с драконами на улицах Нью-Йорка. Но, в отличие от безумного героя Робина Уильямса, Барбара пребывает в пограничном состоянии: в мире великанов у нее пока вид на жительство, а не прописка. Налицо неразрешенный внутренний конфликт, и он как раз движет сюжетом. Под такой фильм будет непросто похрустеть поп-корном и расслабиться, потому что он активизирует совсем другие потребности - по заветам Достоевского разгадать тайну человека, тайну Барбары.


Внутренний мир девочки, его развитие, будто бы повторяет на микроуровне переход от объяснения мира с помощью мифа до рационального постижения его тайн. Все глобальные катастрофы и стихийные явления она объясняет вмешательством великанов, не отдавая себе отчета в том, откуда они на самом деле взялись в ее голове.

На выходе - взрослая история, которая показывает, что подвиги совершают не только супергерои в кино, но и мы в повседневности. Жизнь страшнее самых темных фантазий, но ее необходимо принять, и тогда самые страшные великаны будут повержены.

Исполнительница роли Барбары, Мэдисон Вульф, достойно справилась со своей задачей, изобразив отчужденность по отношению к окружающему миру, склонность к мессианству и плохо скрытую потребность в близком человеке. Она играет с подростковой непосредственностью, напоминая чем-то работу Сирши Ронан в «Милых костях». Кажется, и художники по костюмам сделали небольшой оммаж картине Питера Джексона.


Цветовое решение картины Хансена тоже неслучайно: от холодных тонов, превалировавших в начале фильма, происходит переход к тёплым, когда у Барбары появляется подруга София. Изобилие красных, малиновых тонов выражает тревожное состояние девочки. Есть также некоторые цветовые ассоциации с «Королевством полной луны» Андерсона.

Также в фильме сыграли Зои Салдана («Аватар», «Стражи Галактики») в роли психиатра и Имоджин Путс («Центурион», «Зеленая комната») в роли старшей сестры главной героини.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/rvWcaTqV16k?showinfo=0" frameborder="0" allow="autoplay; encrypted-media" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
10.04.2018