«Джазовая провинция - 2015». Часть 2

«Афиша+» рассказывает о двух заключительных концертах «Джазовой провинции - 2015».

Пятый фестивальный концерт «Джазовой провинции - 2015», состоявшийся в филармонии, стал одним из самых насыщенных по количеству участников: в программе было заявлено четыре коллектива, но даже этим в итоге все не ограничилось. Впрочем, обо всем по порядку.

Пауль ван Кеменаде

Первым на сцену вышел дуэт, представляющий Нидерланды и уже знакомый воронежской публике по «Джазовой провинции - 2013» - Пауль ван Кеменаде (саксофон) и Стевко Буш (фортепиано). Рассказывая о музыкантах, ведущий концерта, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков вновь коснулся темы традиций европейского джаза, одно из лиц которого - «камерное, сдержанное, философское». Европа пронизана традициями академической музыки, отказаться от наследия которой значило бы утратить собственную самобытность. Дуэт из Нидерландов не просто демонстрирует свои корни, но порой и впрямую обращается к сочинениям классиков. В частности, как и два года назад, музыканты исполнили для воронежской публики джазовую фантазию на тему духовного сочинения Сергея Танеева «Господи, воззвах».

Леонид Винцкевич

Представить себе «Джазовую провинцию» без ее отца-основателя Леонида Винцкевича невозможно. Как и положено крупному джазмену, он появляется на фестивальной сцене в составе самых разных ансамблей - от дуэта с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу до многоликого бэнда JazzArt. На этот раз состав его ансамбля менялся прямо во время выступления. Камерная, вкусная интерпретация знаменитой Summertime прозвучала в исполнении трио, которое составили народный артист России Алексей Кузнецов (гитара), Винцкевич-старший (фортепиано) и юный внук последнего Леонид, к которому уже, похоже, надолго приклеилось сценическое имя Джуниор. Впервые появившийся в прошлом году в составе коллектива JazzArt с губной гармошкой, теперь он уже вел сольную партию на гитаре. Вскоре к трио присоединился Лембит Саарсалу, порадовавший публику не только игрой на саксофоне, но и вокалом, после чего они вдвоем с Леонидом Винцкевичем исполнили свое давнее очень необычное произведение. Саксофон очень похоже изображал волынку, а Винцкевич, нажав правую педаль рояля, играл не по клавишам, а прямо по струнам инструмента, в результате чего получилась вполне достоверная имитация средневекового звучания. Еще несколько композиций JazzArt исполнили уже полным бэндом - со Стивом Кершоу на контрабасе и Варданом Бабаяном за ударной установкой.

Three Horns And A Bass

А вот квартет Three Horns And A Bass - еще один проект саксофониста Пауля ван Кеменаде - добраться на фестиваль в полном составе не смог. Кирилл Мошков, не вдаваясь в подробности, лишь сообщил, что тромбонисту Люку Будестейну не позволило сюда приехать печальное событие. Так коллектив, поставивший перед собой сложную задачу отказаться от традиционной ритм-секции и использовать лишь бас, оказался перед лицом еще более трудной миссии - сыграть за себя и за того парня. Впрочем, миссия была выполнена на должном уровне. Пауль ван Кеменаде, а также Анжело Ферплюген (флюгельгорн) и Виро Махиу (бас-гитара) показали себя мастерами импровизационной музыки и даже нарвались на поэтичный комплимент от Кирилла Мошкова: «Бывает, когда есть ударные и четкий ритм, а бывает вот так, когда колодец света, и - сразу в небо!..»

Сержио Бастос

Представляя следующего участника, ведущий назвал его человеком большого мужества: гитарист и певец, уроженец Бразилии, ныне квартирующий в Европе, Сержио Бастос может передвигаться только на костылях. Однако уже во время исполнения первой композиции публике пришлось об этом забыть - настолько жизнелюбива и зажигательна его музыка. «Друзьями» Сержио, заявленными в фестивальной программе оказался все тот же коллектив JazzArt, в котором нашлось место всем четверым Винцкевичам - двум Леонидам, а также бас-гитаристу Сергею и саксофонисту Николаю. Основу выступления Сержио Бастоса составили босановы, как подвижные, так и лирические. Одна из них была написана несколько дней назад Николаем Винцкевичем, а текст к ней сочинил сам Сержио.


Вечер неожиданно завершился всеобщим джемом, обычно венчающим последний день фестивальной программы. Более того, на сцену вышли не только те, кто принимал участие в концерте, но и те, кому предстояло выступать на следующий день - американская певица Рита Эдмонд и саксофонист из Израиля Роберт Анчиполовский. На сцене творилось форменное безумие в самом хорошем смысле этого слова: сыграть соло рвались, кажется, все подряд, Стив Кершоу играл на бас-гитаре, висевшей на плече у Сергея Винцкевича, Стевко Буш и Леонид Винцкевич отрывались на рояле в четыре руки, импровизированный саксофонный квартет Анчиполовский - Саарсалу - ван Кеменаде - Н. Винцкевич с примкнувшим к ним флюгельгорном радостно перекрывал по громкости всех и вся. Под конец музыканты милостиво позволили быть услышанным басисту Виро Махиу, который исполнил довольно длинное и техничное соло. Когда все закончилось, остался только один вопрос: «А будет теперь ли джем завтра?»

Кирилл Мошков и Леонид Винцкевич

В начале шестого, заключительного концерта воронежской программы «Джазовой провинции - 2015» бессменный ведущий всех концертов Кирилл Мошков выразил благодарность нашему городу: за те 20 лет, что существует фестиваль, Воронеж стал его вторым сердцем. Понятно, что в первую очередь эти слова были адресованы продюсеру Александру Лукинову, который уже 13 лет активно сотрудничает с фестивалем и о котором Леонид Винцкевич в прошлом году сказал: «Если бы Саша посвятил бизнесу то время, которое он тратит на организацию фестиваля, он бы уже Канарские острова покупал. Но есть вещи, которые дороже денег, дороже времени».

Концертную программу вечера открыл именно Леонид Винцкевич в дуэте со своим давним партнером, саксофонистом Лембитом Саарсалу. За кулисами они долго пытались вспомнить, сколько лет знакомы, и в итоге остановились на цифре 31. За эти годы их музыкальное взаимопонимание достигло уже, кажется, запредельного уровня, что они в очередной раз и продемонстрировали.

Espen Eriksen Trio

Норвежские музыканты уже долгое время являются постоянными участниками самых престижных джазовых фестивалей. А причиной тому… нефть! Норвегия, еще в середине прошлого века являвшаяся страной бедных рыбаков, вдруг обнаружила на своей территории это полезное ископаемое и в мгновение ока превратилась в процветающее государство, что позволило ей многократно увеличить расходы на культуру. Espen Eriksen Trio - один из коллективов, которые наглядно демонстрируют эффект от этих вложений. Трио, состоящее из пианиста Эспена Эриксена, контрабасиста Ларса Тормода Йенсета и ударника Андреаса Бая, играет исключительно авторскую музыку. Спокойная, тихая (ударник играл только мягкими палочками, щеточками и пальцами) и небыстрая музыка не только не усыпила слушателей, но ввела их в состояние настоящего восторга. Это был далеко не тот случай, когда можно с точностью до деталей предсказать развитие музыкальной мысли на несколько шагов вперед. Норвежские музыканты выдавали целые каскады красивейших и непредсказуемых гармоний, рисуя ими поистине шедевральные полотна. В частности, «Never Ending January» («Бесконечный январь») - потрясающе красивая композиция.

Рита Эдмонд

Вместе с американской певицей Ритой Эдмонд и израильским саксофонистом Робертом Анчиполовским на сцену вышли народный артист России Алексей Кузнецов (гитара) и британец Стив Кершоу (контрабас). Свое выступление они начали со всем известной темы «Sunny», одного из хитов группы Boney M. Этот бэнд, как и предыдущий, звучал очень камерно, и здесь бросилось в глаза, насколько чутка воронежская публика: после соло, исполненного каким-либо музыкантом, аплодисменты никогда не звучали громче, чем нужно - чтобы не заглушать продолжающую звучать музыку. В конце выступления квартет исполнил еще одну всем известную вещь - джазовый стандарт «On The Street Where You Live».

Сергей Манукян

После антракта выступало трио во главе с певцом и клавишником Сергеем Манукяном. Как справедливо заметил Кирилл Мошков, из всех музыкантов самую большую долю зрительской любви получают именно вокалисты, и Манукян пользуется своим профессиональным положением на все сто процентов. Впрочем, думается, что его партнеры по бэнду гитарист Павел Чекмаковский и ударник Артем Федотов, не в обиде, ведь дело еще и в том, что Манукян - по сути, единственный в нашей стране мужчина, поющий джаз. Помимо всего прочего, Манукяна еще называют мастером инструментального вокала. Воронежцы смогли оценить это его мастерство, в частности, когда он голосом очень похоже изображал бас-гитарный слэп. «Самый солнечный вокалист», как представил Манукяна Кирилл Мошков, таким на самом деле и предстал - не в последнюю очередь благодаря своей неисчезающей широкой улыбке и очаровательной вихрастой прическе, вполне подходящей для какого-нибудь доброго персонажа из старого детского фильма.


Ну, а потом был джем - такой же безбашенный, как и днем ранее, но немного отличавшийся по составу. В частности, рядом с Робертом Анчиполовским появился саксофонист Лев Боголюбов, выступавший в понедельник в составе Студии Игоря Файнбойма. Особенно приятно было увидеть за ударной установкой старейшину воронежского барабанного цеха Владимира Павловича Шабашова, у которого, между прочим, 20 лет назад учился в институте искусств молодой ударник Александр Лукинов. Атмосфера всеобщего праздника царила в филармонии и на этот раз. Как сказал после своего выступления Леонид Винцкевич, «мы уже ждем следующей встречи с вами». Остается только присоединиться к этим словам и надеяться, что организаторы и через год вновь преодолеют все трудности, чтобы подарить провинции еще одну королевскую порцию джаза.



Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной
09.11.2015