«Джазовая
провинция - 2018»: раскачать филармонию

Джазовый композитор Бах, русскоязычные испанцы, массовый исход публики с белыми салфетками из зала - чем запомнится воронежцам первый день
«Джазовой провинции - 2018».


Ежегодный передвижной фестиваль «Джазовая провинция» путешествует по России уже в 23-й раз. 16 последних лет он неизменно доезжает и до Воронежа, в чем огромная заслуга его продюсера Александра Лукинова. Именно он все эти годы появляется на воронежской фестивальной сцене первым, чтобы поприветствовать публику, представить партнеров фестиваля и дать старт очередной «Джазовой провинции» в Воронеже. 26 октября в филармонии он сделал это вновь.

«Курск является пригородом Воронежа, поэтому мы здесь так часто», - таким высказыванием позабавил публику Леонид Винцкевич, основатель «Джазовой провинции», без участия которого не обходится ни один фестиваль. Каждый год он появляется здесь с разными составами, где последнее время неизменной остается одна позиция - саксофон, на котором играет его сын Николай. В минувшую пятницу к Винцкевичам на сцене присоединился всего один человек. Зато какой! Впрочем, этого человека мы видели на «Джазовой провинции» и год назад, и два…


Виолончелист Борис Андрианов известен в России и в мире как академический музыкант. В 2016 году кое-кто впервые увидел его в джазовом бэнде Леонида Винцкевича и не знал, чему больше удивляться - самому факту присутствия Андрианова в том составе или его роли в нем, которая, по словам самого виолончелиста, сводилась к гиппократовскому «Не навреди». Однако время показало, что намерения у музыкантов были самые серьезные: в прошлом году эксперименты в этом направлении продолжились, и Андрианов порой уже не стеснялся «вредить». Стало очевидным его влияние на репертуар, и если год назад бэнд Винцкевича аккуратно вставил в джазовую рамку две части виолончельной сюиты Баха, то в 2018-м…

…Иоганн Себастьян Бах был объявлен ни много ни мало джазовым композитором - потому что умел здорово импровизировать. А еще потому, что его музыку можно вполне органично соединять с джазом. Год назад «Афиша+» писала, что для убедительного результата, по житейской логике, «нужно либо Андрианову заиграть джаз, либо бэнду Винцкевича начать исполнять классику». Кажется, случилось и то, и другое: они сделали движение навстречу. Где-то Винцкевичи, особенно старший, становились классичнее, где-то Андрианов «давал джазу». В итоге программа «Джазовое отражение виолончельных сюит Баха» из 6 частей получилась интересной и вполне убедительной. Последний номер, Бурре, вместе с россиянами исполнил американец Роланд Тейлор, прекрасный барабанщик коллектива Stooges Brass Band, о котором речь пойдет ниже.


«Давайте представим, что мы находимся не в своих креслах в театре, а на морском побережье», - сказала певица Карина Ла Дульче перед исполнением одной из композиций. Сделать это было легко, потому что смесь фламенко и цыганской музыки, исполняемая дуэтом Карины и Саши Колпакова, так же горяча, как южное солнце и так же прозрачна, как морской воздух. Несмотря на то, что дуэт Gypsy Fusion Duo представляет Испанию, оба его участника прекрасно говорят по-русски: Карина родилась в Москве, Саша - тоже выходец из России, представитель знаменитой цыганской династии гитаристов; его дед, в свое время гастролировавший с Мадонной, - народный артист России. Из услышанного в исполнении Gypsy Fusion Duo, особенно запомнились тема из индийского фильма, аранжированная в стиле фламенко, и финальное попурри, в которое вошли фрагменты известных всему миру песен - «Sweet Dreams» группы Eurythmics и «I Was Made For Loving You Baby», записанной группой Kiss в 1979 году и перепетой спустя 20 лет одним из поп-исполнителей.


Что касается Stooges Brass Band, то эти американские ребята, исполняющие джаз с солидной примесью ритм-н-блюза и хип-хопа, сразу взяли быка за рога. Не дожидаясь, пока публика «раскачается» естественным образом, они моментально принялись за интерактив. И петь с ними скорей давайте, и с мест вставайте, и танцуйте - фронтмены и по совместительству духовики Уолтер Рэмси и Джаван Картер ходили по залу и раздавали белые салфетки, которыми потом требовалось махать во время танца. В один прекрасный момент Уолтер собрал целую вереницу обладателей (в основном, обладательниц) этих салфеток, заставил идти за ним, пройтись вдоль всего зала, потом выйти из него в фойе и вернуться. Впрочем, эти двое показали себя не только как шоумены, но и как прекрасные музыканты. Вокал, тромбон, труба, туба - казалось, им все равно, петь, или на чем-то играть, по ходу выступления они спокойно обменивались инструментами, после чего исполнение нисколько не теряло в качестве.

К вокалистам периодически подключались гитарист Эллиот Слейтер и клавишник Майк Джонс, и тогда образовывалось замечательное многоголосие. Последний тоже немало шоуменствовал - и пальцами в зал активно тыкал, и глаза страшные делал, и язык высовывал, а когда ситуация не требовала от него играть сразу на нескольких синтезаторах, он демонстративно закрыл глаза ладонью и сыграл свое соло на ощупь. Не бог весть какой эффектный трюк, но публика приняла весьма благосклонно.


После этого концерта «Джазовая провинция» ушла на шестидневный перерыв. Следующий фестивальный концерт состоится 1 ноября в книжном клубе «Петровский», где выступят учащиеся Джазовой студии Игоря Файнбойма и студенты джазового отделения ВМК им. Ростроповичей. Полную программу воронежской части фестиваля можно увидеть в нашем материале.



Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной
29.10.2018