«Голая Джульетта»:
ромком о влиянии фанатизма на личную жизнь

Рассказываем об экранизации одного из последних романов Ника Хорнби с седобородым Итаном Хоуком в роли рок-героя 1990-х на пенсии. Как и положено произведению автора «Фанатика» и «Моего мальчика», в «Голой Джульетте» тесно переплетаются рок-музыка, кризис среднего возраста и трудности межполовых отношений.


Произведения писателя Ника Хорнби ценятся британскими мужчинами примерно так же высоко, как романы о Бриджит Джонс - британскими женщинами. Его герои - это, как правило, неудачники, которым сильно за 30, прекрасно ориентирующиеся в поп-культуре. По романам Хорнби были поставлены такие культовые в определенных кругах фильмы как «Фанатик» (High Fidelity) с Джоном Кьюсаком и «Мой мальчик» (About A Boy) с Хью Грантом.

«Голая Джульетта» - это экранизация одного из последних романов Хорнби, которая, видимо, из-за участия в ней Итана Хоука напоминает работы Ричарда Линклейтера. Хотя снял картину вовсе не он, а некто Джесси Перец, в прошлом клипмейкер, известный в первую очередь по работе с Foo Fighters (комедийный клип «Learn to Fly» - это его рук дело). Кроме того, Перец - бывший участник популярного в 1990-х инди-коллектива The Lemonheads, так что в поп-культуре он явно разбирается ничуть не хуже, чем герои Хорнби. В начале 2010-х режиссер получил определенную долю известности благодаря инди-комедии «Мой придурочный брат» (Our Idiot Brother) и работе над эпизодами сериалов «Новенькая» и «Девочки».


Главные герои «Голой Джульетты», Энни (Роуз Бирн) и Дункан (Крис О’Дауд), состоят в отношениях уже больше десяти лет. Дети поколения X, они ценят превыше всего свободу, позиционируют себя как чайлд-фри, не обременены штампом в паспорте. Проблем у них от этого, естественно, вовсе не меньше. И главная их причина, пожалуй, заключается в том, что Дункан просто помешан на творчестве музыканта Такера Кроу, блиставшего на инди-сцене 1990-х, но внезапно бросившего карьеру, причем посреди собственного концерта. С тех пор его никто не видел, а вокруг его исчезновения существует масса фанатских теорий.

Фанатичная привязанность Дункана к загадочному музыканту, похоже, сожрала всю его душевную теплоту, которой он мог бы поделиться с возлюбленной. Энни, мягко говоря, не разделяющая музыкального пристрастия своего парня, все больше испытывает неудовлетворенность жизнью, в голову закрадываются разные мысли. Неудивительно, что вскоре Дункан заводит на стороне интрижку с якобы фанаткой Кроу, а на деле - дурочкой, втюрившейся в «сорокалетнего бунтаря». По иронии судьбы Энни тем временем начинает сердечную переписку с… Такером Кроу (Итан Хоук)!


В начале работы над экранизацией «Джульетты», Джесси Перец столкнулся с одной весьма существенной проблемой: как создать песни культового музыканта, которого на самом деле не существует? Выход был один: пригласить для работы над саундтреком к фильму настоящих знаменитых исполнителей. В результате авторами песен, звучащих в картине, стали герои современной инди-сцены Конор Оберст (Bright Eyes), Райан Адамс, M. Ward (партнер Зои Дешанель в She & Him) и их старший коллега Робин Хичкок, начавший свой творческий путь еще в конце 1970-х в психоделик-фолк-группе The Soft Boys. Неплохая, согласитесь, компания, чтобы сочинить песни для выдуманного музыканта, при создании образа которого создатели вдохновлялись Джеффом Бакли. Музыканты написали песни, а Итан Хоук их исполнил. Пластинка с саундтреком к «Джульетте» содержит и композиции в исполнении Хоука, и демо, записанные самими авторами песен.

<iframe frameborder="0" style="border:none;width:100%;height:425px;" width="100%" height="425" src="https://music.yandex.ru/iframe/#album/5592124/">Слушайте <a href='https://music.yandex.ru/album/5592124'>Juliet Naked</a> — <a href='https://music.yandex.ru/artist/211967'>Ethan Hawke</a> на Яндекс.Музыке</iframe>

Неважно, читали ли вы другие книги Хорнби, смотрели Линклейтера, восприняли в свое время программный роман Дугласа Коупленда и заслушали до дыр альбомы Nirvana и The Smashing Pumpkins - смотреть «Голую Джульетту» вам будет в любом случае интересно. Особенно, если вы сами состоите или состояли в длительных отношениях, если вам от тридцати до сорока, но вы при этом ощущаете себя на 16 и до сих пор пытаетесь вычислить формулу гармоничных отношений. А еще, если вы музыкант-неудачник или поклонник богом забытой группы из вашего городка.

Нет, это не пособие в духе «как перестать беспокоиться и начать жить», скорее просто прекрасный способ потратить полтора часа. Пожалуй, даже своеобразный коллективный сеанс психотерапии, который будет полезен и образцовому семьянину, и вечному бунтарю.


Крис О’Дод, которого вы наверняка помните по «Рок-волне» Ричарда Кёртиса, создает в «Голой Джульетте» воистину невыносимого персонажа. В него будет полезно посмотреть, как в зеркало, людям, которые безумно фанатеют от чего-либо - некой футбольной команды, инди-группы третьего эшелона, телесериала, популярного в середине нулевых, редкой серии комиксов, кукурузных хлопьев, которые уже не выпускают, времени, когда трава была зеленее, а воздух - чище.


Не менее прекрасен и седобородый Итан Хоук, в котором узнается нигилист из еще одного программного произведения поколения X - «Реальность кусается», правда, с поправкой «двадцать лет спустя». Его исполнение знаменитого хита «Waterloo Sunset» группы The Kinks в одной из сцен, достойно высшей похвалы. На своем месте и Роуз Бирн, в которой при желании можно найти что-то от Вайноны Райдер и Жюли Дельпи.


Да, поначалу, кажется, что «Голая Джульетта» потонет либо в мелодраматизме, либо в дурацких шутках, помогающих избежать приторности. Но спустя десять минут экранного времени совершенно забываешься и вспоминаешь, что смотришь фильм, только на финальных кадрах, где опять же - неизбежный, но обаятельный штамп.

Две основные темы, которые раскрывают создатели «Голой Джульетты» - выбор того, на что мы тратим свое время, и творчество, которое всегда воспринимается создателем и поклонниками по-разному. Есть такое выражение - «синдром поиска глубинного смысла». Вот «Голая Джульетта» - а так по фильму называется последний альбом, выпущенный Такером Кроу, - отлично иллюстрирует это явление. Может быть, и в фильме не стоит искать этого самого «глубинного смысла», а лучше просто насладиться просмотром редкого в наши дни явления - интеллигентного ромкома.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/bwzHACsLvLM" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
Роман Дранников
20.02.2019