Дмитрий Ревякин: «Протест ради протеста меня не интересует»

24 февраля в диско-баре «Завод» состоялся концерт группы «Калинов мост». Выступление группы в Воронеже стало частью гастрольного тура, приуроченного к тридцатилетию группы.


В минувшую среду в столице Черноземья выступил «Калинов мост». Юбилейная программа коллектива под названием «Тридесятое царство» включала в себя лучшие песни команды за все время ее существования, а также несколько новых композиций.

Группа начала с «Азиатской» — песни со знакового, по мнению лидера «Калинова моста» Дмитрия Ревякина, альбома «Ледяной походъ». Вскоре прозвучала кавер-версия песни Александа Башлачева «Время колокольчиков», записанная для трибьют-альбома легендарного рок-барда («Калинов мост» стал инициатором записи этого альбома). В первой половине выступления также было исполнено несколько песен с вышедшей в конце прошлого года пластинки коллектива «Циклон».


Концертная программа «Тридесятое царство» охватила все творческие этапы группы и потому получилась стилистически разноплановой. Классические блюз-роковые хиты «Гон в полдень» и «Уходили из дома» сменялись менее известными, аранжированными в реггей композициями «Все путем» и «Радость неба», а роковые «Надо было» и «Ингода» — мелодичными балладами «Улетай» и «Девочка летом». Ревякин общался с залом с видимым удовольствием, а в «Радости неба» призвал мужскую и женскую половину аудитории по очереди петь припев песни.

Ближе к концу выступления прозвучали «Родная», «В устье Лены», «Дома не был». Концерт завершился выходом группы «на бис» — музыканты исполнили композицию 1986 года «Сансара», которую Ревякин объявил как «старинную студенческую песню», после чего музыканты, с сибирским добродушием пожелав собравшимся «Здоровья, хлеба и вина», покинули сцену.


Перед концертом корреспондент «Афиши+» пообщался с лидером группы «Калинов мост» Дмитрием Ревякиным.

— Ваше раннее творчество часто ассоциируется с идеями хиппи; актуальны ли они для вас сегодня и оказывают ли влияние на ваше нынешнее творчество?

— В том, что происходило на Западе в эпоху хиппи, не было, на мой взгляд, ничего хорошего; мы взяли основные хипповские понятия — мир, любовь, свобода — и адаптировали их для отечественного слушателя. Такая экстраполяция и стала основной раннего периода нашей деятельности.


— Тридцать лет назад, когда ваша группа была образована, многие отечественные команды испытывали на себе влияние Новой волны — популярного западного музыкального течения конца 70-х — начала 80-х. Повлияла ли она на творчество вашего коллектива?

— В годы формирования «Калинова моста» мы слушали очень много разной музыки, от русского фольклора до арт-рока, однако Новая волна фактически прошла мимо нас; единственное, что вспоминается — мы слушали The Police. Со временем меня заинтересовали некоторые группы этого направления, однако на наше творчество Новая волна не повлияла.

— Говоря о сибирском роке часто вспоминают «сибирский панк» — «Гражданскую оборону», «Черного Лукича», «Инструкцию по выживанию»… Были ли вы знакомы с музыкантами этих групп и какое впечатление на вас произвела их музыка?

— Был, но друзьями мы так и не стали: нас разъединяло отношение к творчеству. Я всегда выступал за некую конструктивность и целесообразность в музыке — протест ради протеста мне неинтересен. Всегда хочется что-то предложить взамен тому, что разрушаешь, хотя бы в творческом плане, например, лирику в стихах или гармонию в музыке.


— На протяжении тридцати лет деятельности группы вы сотрудничали с известными отечественными лейблами — SNC, Moroz Records, Real Records. Работа с каким из них запомнилась вам больше всего?

— Большинство лейблов, с которыми мы работали, занимались, в основном, изданием наших альбомов; непосредственно звукозаписью мы занимаемся сами. За тридцать лет мы записывались в разных студиях разных регионов страны — в Центральной России, в сибирских городах, в больших и маленьких помещениях — главный критерием при выборе студии всегда был ее комфорт.

— Помимо обширной студийной дискографии, в арсенале «Калинова моста» есть несколько концертных альбомов. По какому принципу выбираются концертные записи для издания на CD — специально пишется конкретный концерт (например, юбилейный) или случайно записанные концерты после прослушивания кажутся удачными и выпускаются в виде альбомов?

— Чаще всего концертные альбомы получаются на основе спонтанно сделанных записей — специально выступления для концертных альбомов мы не пишем, экономя силы для студийной работы.


— Многие музыканты сейчас выпускают альбомы на виниле — носителе, переживающем сегодня второе рождение. Некоторые группы — например, «Аквариум» или «Пикник» — в связи со своими юбилеями переиздали все альбомы на виниловых дисках. Планируете ли вы в честь тридцатого дня рождения группы порадовать поклонников выпуском старых альбомов на виниле?


— Эта идея давно обсуждается внутри группы, и мы хотим реализовать ее к осени, когда начнутся основные события, посвященные юбилею группы. Полный студийный каталог переиздавать мы не будем, но альбомы, которые считаем знаковыми для группы — «Выворотень», «Оружие», «Ледяной походъ» — очень хочется выпустить на виниле.

— Ваш последний на сегодняшний день диск, «Циклон», посвящен Камчатке: согласно его концепции, лирический герой попадает на полуостров, где с ним происходят различные события. Почему именно этому региону посвящен целый диск?

— Мне доводилось часто бывать на Камчатке, и там было написано в общей сложности около полусотни композиций; таким образом, к моменту записи нового альбома сложился цикл песен, объединенных атмосферой этого места.


— Творчество группы «Калинов мост» делят на несколько периодов; как происходит переход из одного периода в другой и с чем бывают связаны подобные перемены в деятельности коллектива?

— Как правило, переход из одного творческого этапа в другой происходит под влиянием нового опыта, в том числе мистического. При этом основа группы, ее творческий каркас остается неизменным — меняется его качество: творчество становится глубже.

— Не возникает ли сегодня желание изменить что-либо в ранних альбомах группы? Вышеупомянутый «Пикник», например, полностью переписал свой первый альбом спустя 11 лет после его выхода на более современной студии с более современным звучанием.

— Я с удовольствием слушаю старые записи «Калинова моста», и если мне что-то хочется изменить в старых песнях — слова или гитарную партию — я делаю это, исполняя их на концертах по-новому. Альбом группы для меня — снимок эпохи, и очень важным является то, что он был записан в то время и именно так, а не иначе.

Сергей Хуторной
Фото Евгении Небольсиной
01.03.2016