«Середина 90-х»:
вне времени

Скейты, взросление, свобода. Рассказываем о режиссерском дебюте Джоны Хилла — трогательной истории 13-летнего подростка, который, спасаясь от рутины, попадает в тусовку скейтбордистов.


«Середина 90-х» — режиссерский дебют Джоны Хилла, которого многие привыкли видеть по другую сторону камеры в комедийных образах пухлых неудачников. Но ситуация давно изменилась: сначала Джона стал вполне себе серьезным актером, успешно работал с Ван Сентом и Скорсезе, а теперь еще и сам кино начал снимать. По-детски наивный и немного ностальгический, даже для тех, кто 90-е почти не помнит, фильм рассказывает историю подростка, который торопится стать взрослым.

Лукас Хеджес, Санни Сулджик и Джона Хилл на съмках фильма

Тринадцатилетний Стиви (Санни Сулджик) живет с мамой (Кэтрин Уотерстон, «Фантастические твари и где они обитают») и братом (Лукас Хеджес, «Леди Бёрд»). Мама — одинокая, немного потерянная, излишне заботливая. Брат — жестокий, неудовлетворенный своей жизнью, периодически поколачивает младшего и уж точно не собирается делиться с ним житейским опытом. Заскучавший Стиви тайком проникает в его комнату, рассматривает плакаты, видеоигры, переписывает в блокнот названия исполнителей с кассет, примеряя на себя роль 17-летнего парня. Стремясь почувствовать себя взрослым, Стиви решается заговорить со скейтерами, которые тусуются в соседнем магазине. Несмотря на разницу в возрасте, ребята легко принимают его в компанию, тут и начинаются приключения подростка.


У ребят есть явный лидер и талантливый скейтер Рэй, который стремится вырваться из бедности, Четвероклассник, который постоянно снимает (кино заканчивается его мини-фильмом про друзей), Факшит, который получил свое прозвище из-за любимых ругательств, и Рубен, который совсем немного старше главного героя, но уже пытается учить его жизни. Вместе с ними Стиви учится кататься на скейте, пробует первые трюки и получает серьезные травмы, которые вовсе его не пугают. В компании он пробует курить, а затем тщательно моет руки, брызгается освежителями воздуха, меняет футболку, чтобы мама не заметила, — если такого не было с вами, то уж точно было с кем-то из ваших близких знакомых. В какой-то момент происходит первая вечеринка с алкоголем и наркотиками и первый сексуальный опыт. При этом все события подаются настолько легко, просто и безобидно, что фильм не вызывает отторжения даже у самых ярых эстетов. Все происходящее воспринимается глазами ребенка, который только начинает узнавать взрослый мир.


В «Середине 90-х» нет шокирующих событий, и повествование не ведет к какой-либо морали. Не стоит ждать и особых трагедий: это рассказ об обычной жизни и повседневных вещах. Главный слом (обойдемся без спойлеров) все же есть, но эта сцена — лишь одно из равнозначных событий в жизни подростков. 90-е здесь — декорация, ведь подростки любого времени взрослеют точно так же: с первой сигаретой, с первым стаканом пива и спорами с непонимающей и волнующейся мамой, которая мешает быть «крутым» в компании авторитетных друзей.


Наиболее явные достоинства картины — гармоничное сочетание актеров, их хорошая игра, простой и знакомый каждому сюжет, а главное — ностальгический саундтрек: гранж и хип-хоп, Nirvana, Pixies и даже Моррисси, GZA и A Tribe Called Quest — все, за что мы (и Джона Хилл) любим 90-е, даже если родились чуть позже. В сочетании с красивой картинкой, снятой и стилизованной под эпоху, и сценами поездок на скейте по трассе среди машин, «Середина 90-х» завораживает и оставляет после себя только тепло и легкую ностальгию.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/kUVA4AuKg3k" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Елизавета Травка
19.04.2019