«Музыка мира
в Белом колодце»: скандинавский фолк
и африканский блюз

8 июня в рамках IX Платоновского фестиваля искусств прошел традиционный однодневный опен-эйр «Музыка мира в Белом колодце». Полюбившееся воронежцам мероприятие, проходящее в живописном месте на берегу озера, окруженного меловыми горами, уже в пятый раз собрало на своей сцене актуальных звезд современного фолка.


В этом году «Музыке мира», наконец-то, повезло с погодой: день выдался ясным и по-летнему жарким. Последний раз такое случалось в 2015 году на самом первом опен-эйре. Во все последующие годы над пляжем озера в Белом колодце висели тяжелые тучи, сцену и зрителей заливал дождь, а температура воздуха была совсем не летняя.

Первыми на сцену фестиваля поднялись мелодичные белорусские поп-фолкеры Naviband, представлявшие в 2017 году свою страну на «Евровидении». Изначально это дуэт Ксении Жук и Артёма Лукьяненко, которых помимо профессиональной деятельности связывают романтические отношения. В 2015 году после выхода двух альбомов — «Лови» и «Сонцам сагрэтыя» — состав Naviband был расширен до пяти человек. Группа, большинство песен которой исполняется на белорусском, очень любима у себя на родине: в 2017 году их выступление у Минской ратуши собрало около 10 тысяч человек, а четвертый альбом «Адной дарогай» добрался до первых мест национальных чартов iTunes и Google Play Music.


Помимо народной любви Naviband может похвастать уважением коллег. «Достойная, яркая и самобытная группа, — хвалил Naviband после их попадания на „Евровидение“ экс-фронтмен „Ляписа Трубецкого“ Сергея Михалок. — Мы рады прорыву новой, молодой белорусской культуры на европейский фест». В начале своего творческого пути группа выступала на разогреве у Сергея Бабкина и «Ночных Снайперов». В 2016 году Naviband записали сингл «Колыбельная» совместно с Евгением Гришковцом, а в 2017 году Лайма Вайкуле пригласила группу на свой фестиваль в Юрмале. В настоящий момент Naviband записывает свой пятый альбом с саунд-продюсером Виталием Телезиным, известным по работе с группой «Океан Ельзи». Что неудивительно — ассоциации именно с этими мелодичными украинцами приходят в голову первым делом при прослушивании Naviband.


Жизнерадостные белорусы изо всех сил пытались раскачать воронежскую публику, активно общались со зрителями, призывали подпевать, размахивать руками. На их фоне следующий выступающий, кейптаунский блюзмен Мэнни Уолтерс, которого фестивальный пресс-релиз представлял не иначе как «молодого Ленни Кравица», был сама сдержанность. На своей странице в фейсбуке Мэнни Уолтерс описывает свою музыку как смесь «электроблюза и альтернативного соула», а среди источников вдохновения называет Трейси Чэпмен, Принса, Марвина Гэя, Стиви Уандера и Кёртиса Мейфилда.


Оказалось, что за стандартным, в общем-то, набором тэгов и имен скрывается модный гаражный блюз в духе The Black Keys, который очень сочно звучит вживую. Хотя творчество музыканта довольно неоднородно: в его каталоге действительно можно обнаружить пару поп-ориентированных номеров, в проигрышах к которым хочется подпеть что-то вроде «I belong to you / And you (and you) / You belong to me too». Тягучий качающий блюз-рок Уолтерса и его группы явно пришелся по вкусу многим — во время его выступления количество зрителей перед сценой явно увеличилось.


Хедлайнером опен-эйра в этом году стала певица Eivør, которую называют фарерской Бьорк. Ее шаманский электрофолк можно услышать в трейлере к «Игре престолов» и в последнем фильме Мартина Скорсезе «Молчание».

На счету Eivør, родившейся на Фарерских островах, но живущей в Копенгагене, более десяти студийных альбомов, последний из которых, «Slør» 2017 года, является англоязычной версией ее одноименной пластинки 2015 года. Айвёр поет не только на родном фарерском и английском, но также на исландском и шведском языках. Ее мрачные и загадочные треки часто звучат в популярных фильмах и телесериалах. Помимо упомянутых выше «Молчания» и «Игры престолов», песни Айвёр можно услышать в фильме-катастрофе «Глубоководный горизонт» и сериалах «Родина», «Аббатство Даунтон» и «Последнее королевство». Именно саундтрек к последнему и открыл Айвёр для широкой публики, которая тотчас бросилась изучать бэк-каталог певицы.


Творчество Айвёр довольно эклектично. Ее первые два альбома состояли из джазовых версий фарерских народных песен, затем певица переключилась на кантри-фолк, позже экспериментировала с рок-музыкой, а ее последние два альбома насыщены электроникой. Среди своих источников вдохновения, кроме очевидной Бьорк, певица называет фолк-легенд Джонни Митчелл, Ника Дрейка и Джеффа Бакли, а также пионеров трип-хопа Massive Attack и Portishead. Критики же любят сравнивать певицу с Кейт Буш, Айвёр даже записала кавер-версию ее знаменитого хита «Hounds of Love».


Перед тем, как выдать мощную стену звука в финальном номере, Айвёр в одиночку под аккомпанемент только шаманского барабана исполнила несколько гипнотизирующих фолк-баллад. В них чувствовалась что-то древнее и глубинное, мощная пульсирующая энергия всех четырех стихий природы, как ее понимали и передавали в своей традиционной музыке скандинавские народы. В этот момент в Белом колодце творилась магия. Завороженные зрители замерли: особо романтичные девушки запрокинули головы к звездному небу, а лежащие вверх животами мужчины достали свои большие смартфоны и начали снимать происходящее.


Завершился фестиваль традиционным салютом, озвученным в этом году инструментальной версией хита Coldplay «Paradise».



Роман Дранников
Фотографии Евгении Небольсиной
09.06.2019