«Поиск»:
зафренди своего ребенка, пока не поздно

В сети стал доступен новый продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, десктоп-триллер «Поиск», все действие которого происходит на экранах гаджетов - ноутбуков и смартфонов. Фильм режиссера-дебютанта Аниш Чаганти стал одним из наиболее заметных событий кинофестиваля «Сандэнс» этого года. И это ни капли не удивительно: велика вероятность, что мы присутствуем при появлении новой вехи в истории кино!


Не утихают дискуссии, по какому пути развития пойдет кино. Джеймс Кэмерон продвигает формат 3D, Питер Джексон пытается снимать фильмы со скоростью 48 кадров в секунду, кино, снятое в формате VR включают в программу ведущих кинофестивалей. Есть мнение, что сериалы стали актуальнее кино, и что лучшие режиссеры уходят на телевидение. Много говорят о технике, форме повествования, но очень редко о том, что со времен Шекспира почти ничего не изменилось: люди по-прежнему нуждаются в историях, максимально отражающих современную жизнь, то, что волнует человека здесь и сейчас. А волнует его ровно то же, что и четыре века назад: желание любить и быть любимым, страх потери жизни - своей и близких, одновременная потребность в комфорте и острых ощущениях.

Кино - самое затратное из искусств в плане производства. Практика показывает, что большие затраты давно не гарант солидных кассовых сборов. Один из примеров - провал «Бен Гура» того же Тимура Бекмамбетова. Так было и в Голливуде 50-х, когда с треском провалилась амбициозная «Клеопатра», ознаменовав закат жанра пеплума и уступив дорогу «Новому Голливуду», всем этим «Бонни и Клайдам», «Беспечным ездокам», «Бешеным быкам» и так далее. Пришел Роджер Корман и убедил всех, что отличное зрительское кино можно делать за копейки. Сегодня происходит нечто подобное, и происходит оно, заметьте, в трех странах: США, Казахстане и России.


Пока многие хоронят российское кино, на наших глазах не по дням, а по часам растет малыш-крепыш, и имя его ScreenLife. Это когда на экране все происходящее показано посредством гаджетов - компьютера, смартфонов, планшетов и так далее. В этом формате как раз и снят «Поиск». Изобретателем нового киноязыка стал Тимур Бекмамбетов. Как это часто бывает, открытию благоприятствовал случай. Тимур Нуруахитович, общаясь с Ольгой Хариной (соавтор сценария «Профайла» Бекмамбетова) по скайпу, по окончании общения с ним, не завершила сеанс, и некоторое время Бекмамбетов наблюдал за ее жизнью. Вот она звонит маме, вот заказывает пиццу, вот прибирается по дому. Вот она новая искренность: хочешь узнать о жизни человека - получи доступ к монитору его компьютера.

Дебютом ScreenLife стал фильм Левана Габриадзе «Убрать из друзей», принесший своим создателям доход, в 64 раза превысивший затраты на производство. Работали в таком формате впервые, на свой страх и риск, опасаясь «первого блина комом». Остальные фильмы такого рода вышли в этом году: «1968» Карена Шаиняна, «Днюха» Романа Каримова, «Профайл», где режиссером выступил сам Бекмамбетов, и, наконец, «Поиск», снятый бывшим сотрудником компании Google Анишем Чаганти. Перед этим в 2014 году он выпустил короткометражку «Google Glass: Seeds», которая в первый же день собрала миллион просмотров.


«Поиск» - история одной семьи, чем-то похожая на «Нелюбовь» Звягинцева, но более зрительски ориентированная. Первые кадры сопровождаются звуком работы старого модема. Мы видим активный серфинг героев по просторам интернета и соцсетей. В экспозиции показана молодая счастливая семья: мама Памела (Сара Сон, «Твин Пикс: возвращение», «Восьмое чувство»), папа Дэвид (Джон Чо, «Гарольд и Кумар», «Стартрек» Джей Джей Абрамса) и дочь Марго. Вскоре мы узнаем, что Памела смертельно больна. Не торопитесь свистеть, дескать банальная завязка, тысячу раз уже это видели. Это еще не завязка. Пэм обречена, и вскоре отец и дочь остаются одни. И тут обнаруживается полное отчуждение между родными. Педант Дэвид требователен, у него трудности с выражением отцовской любви. Марго - стопроцентный интроверт. Никто не знает о ее жизни, тем более отец. От сверстников она держится особняком, удовлетворяя потребность в социализации посредством стриминг-сервиса, где раскрывает душу незнакомцам.

Однажды дочка пропадает, ни сказав ни слова отцу. Драма заканчивается (прощай, Звягинцев!) и начинается детективный триллер (привет, Хичкок!). Не забываем, что все действие происходит на экранах гаджетов. При всем этом соблюдена классическая аристотелевская драматургическая трехактовая структура. Есть завязка, развитие действия, кризис, кульминация, финальное событие и развязка. То, что работает, невозможно отменить! Есть поворотные пункты, смены сцен «счастья» и «несчастья». Фильм не новаторский с точки зрения драматургии, да оно тут и не нужно. По эмоциям, которые фильм может вызвать у людей, заставших жизнь без мобильников и соцсетей, «Поиск» схож с «Окном во двор» Альфреда Хичкока. Что особенно радует при наличии киноязыка, доступного нынешним двадцатилетним, не знавшим ни дня без компьютера и интернета.


Примечательно, что съемки фильма в формате ScreenLife не то чтобы переворачивают наше представление о производственном процессе, но вносят в него значительные коррективы. Работа оператора сведена к минимуму (это удачно получалось еще у Ларса фон Триера в комедии «Самый главный босс»): основные сцены сняты с помощью веб-камеры, большой упор сделан на монтаж, который занял полтора года. Режиссер и актеры по-прежнему выполняют привычные им задачи. Вызывает оптимизм следующее: несмотря на возрастающее значение техники в жизни человека, сердцевиной творческого процесса остается творческое мышление, велика роль работы сценариста. Не было бы отличной истории - не было бы и такого живого отклика, как со стороны критиков, так и со стороны зрителей.

Мировые сборы «Поиска» подбираются к 80 миллионам долларов, в России за время проката собрано 857 277 долларов. Кажется, нашему зрителю, еще с недоверием относящемуся к новым тенденциям, еще предстоит осознать революционность формата ScreenLife. А ведь это играет большую роль не только с точки зрения культуры, но и с точки зрения социальной, в плане отражения проблемы «отцов и детей». Молодые традиционно стремятся к уединению, к неприкосновенности собственной жизни, к уходу от диктата родителей. И интернет становится союзником. Но у медали есть обратная сторона: ребенок в мировой паутине уязвим, как никто. Чтобы осознать всю серьезность проблемы, достаточно вспомнить те же сообщества юных самоубийц, педофилов, рядящихся в овечьи шкуры. Хочешь узнать, чем живет твой ребенок, стань для начала его другом в соцсети. И, быть может, ты не окажешься в положении главного героя фильма «Поиск».

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/TFS9ER7wTZg" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
29.11.2018