«Бархатная бензопила»: «Божественная комедия»
о современном искусстве

«Бархатная бензопила» - несомненно, главный хит зимнего сезона стриминг-кинотеатров. О фильме говорят, спорят, восхищаются. Недовольных практически нет: сатирический хоррор о мире современного искусства, кажется, угодил всем. Немалая заслуга в этом принадлежит великолепному актерскому ансамблю - Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Джон Малкович, Тони Коллетт, а также Зауи Эштон («Преступления прошлого», «Шерлок») и Наталия Дайер («Очень странные дела»).


Современное искусство - не самая открытая тема для зрительского кино. Сегодня для человека, далекого от этой сферы, contemporary art говорит на своем птичьем. Два года назад Рубен Эстлунд довольно иронично показал богему в своем «Квадрате», за что даже отхватил «Золотую пальмовую ветвь». Фильм совсем не зрительский, хотя гротеск и стеб, примененный там, извлек бы смех даже из человека, далекого от арт-тусовки.

Похоже, режиссер «Бархатной бензопилы» Дэн Гилрой не заморачивается с тем, чтобы хорошенько погружаться в определенные замкнутые миры, дабы затем детально их воссоздавать в своих фильмах. Его явно больше интересует, как поведет себя в определенной ситуации человек из специфической среды. Таким образом, его предыдущий фильм «Стрингер» - не совсем про тележурналистику, питающуюся жареными фактами, но про человека, движимого жаждой власти и самореализации. И в случае «Стрингера» герой Джилленхола выдерживает свою линию, не ломается, окончательно вычеркивая из своего обихода слово «человечность».


«Бархатная бензопила» - формально про современное искусство. Морт Мандевальт - арт-критик с хорошим вкусом и строптивым характером, отягощенный нарциссизмом невротик. В мире искусства его авторитет неоспорим: его отрицательная рецензия подобна приговору. Круче только советская пресса (вспомним Шостаковича и «Сумбур вместо музыки») или кинокритик Паулина Кейл, заставлявшая трепетать весь Голливуд.

Окружение Морта - недалекий менеджер от искусства (Тони Коллетт), алчная галеристка (Рене Руссо), робкая ассистентка (Наталия Дайер) и амбициозная ветреная стерва (Зауи Эштон), которая ловко его окрутит. Этому рафинированному мирку с его подковерными интригами, сексуальными интрижками, творческими кризисами художника, лечащегося от алкоголизма (в роли которого - кто бы сомневался - Джон Малкович), нужна альтернатива. И она приходит в виде картин неизвестного художника, которые случайно обнаруживает стервозная подружка Морта.


Эти зловещие, депрессивные, даже инфернальные полотна производят впечатление и на дилетанта, и на профессионала. Как только они попадают в руки дельцов от искусства, развитие сюжета сворачивает в другое русло: каждый, кто с ними соприкоснется, поплатится за это.

«Бархатная бензопила» - не просто сатирический хоррор, это паноптикум человеческих пороков, с тональностью «Мертвых душ» и «Божественной комедии», интересный для максимально широкой аудитории: художники посмотрят на себя в кривом зеркале, посмеются, ужаснутся, воскресный зритель не заснет на киносеансе, взыскательные любители инди-кино скорее всего не разочаруются.


В мире, созданном Дэном Гилроем, важны все детали: и татуировка с бензопилой на плече галеристки, увядающей панкухи, не утратившей демонического обаяния, и странные узоры, которые чертит на песке герой Малковича, и имена героев - Морт (смерть), Гретхен (отсылка к «Фаусту»), Коко (к миру моды), Джозефина (та самая стерва, тянущаяся к властным мужчинам и выжимающая их без остатка). Краски, стекающие по полотнам, устраивают алчной стерве смертельный боди-арт, но лучик надежды на будущее остается благодаря невинным душам - робкой ассистентке, художнику-алкоголику и его чернокожему коллеге, отказавшемуся продаваться большой галерее.

<iframe width="740" height="416" src="https://www.youtube.com/embed/GzxMLxO0ggk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen=""></iframe>


Ярослав Солонин
13.02.2019